Земельный рынок 2018

Ставрополь. Анализ рынка земельных участков. Ноябрь 2018

Земельный рынок 2018

Данный анализ проведен с целью определения реальной ситуации на рынке земельных участков. Он выполнен на основе данных предложений в настоящий момент наиболее полных и достоверных источников информации о рынке земельных участков.

Наиболее существенное влияние на рынок недвижимости оказывают такие ценообразующие факторы как:

а) объективные факторы – это экономические факторы, которые определяют средний уровень цен конкретных сделок субъектами недвижимости.

Их можно подразделить на макроэкономические (факторы, связанные с общей конъюнктурой рынка – налоги, пошлины, динамика курса доллара, инфляция, безработица, уровень и условия оплаты труда, потребность в объектах недвижимости, развитие внешнеэкономической деятельности и т.д.) и микроэкономические (факторы, характеризующие объективные параметры конкретных сделок);

б) физические факторы – местонахождение (удаленность от центра, степень развития инфраструктуры и транспортного сообщения, наличие коммуникаций);

в) факторы, влияющие на скорость  – количество аналогичных предложений, их соотношение со спросом именно в этой части города, характер сделки («прямая» или «встречная» продажа), юридическая «чистота» объекта;

г) факторы, связанные с феноменом массового сознания и факторы психологического характера (реклама, инфляционные ожидания, симпатии, осведомленность и т.д.).

Земельные участки, представленные на рынке недвижимости г. Ставрополя, по функциональному назначению могут быть подразделены на участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а также под коммерческую застройку, к которым можно отнести участки под строительство жилых, торгово-офисных, производственно-складских комплексов и т.д.

В рамках данного исследования, на территории г. Ставрополь выделяются следующие функциональные (географические) районы согласно общепринятому в населенном пункте районированию: Северо-Запад, Центр (вкл.

Ботаника, Осетинка), Юго-Запад и Другие.

Под «Другими» районами здесь и далее понимаются следующие районы: 204-й квартал, Мамайка, Ташла, Туапсинка, Чапаевка, а также районы, не выделенные по экономическому сегменту.

Анализ рынка земельных участков проводился без сегментации по предлагаемым к продаже (переуступке) правам, т.е. анализируемая выборка содержит как земельные участки, находящиеся в собственности, так и в аренде.

Интервал осуществляемого исследования принят равным месяцу. В данном случае исследуемый месяц – ноябрь 2018 года

Общая структура рынка земельных участков по функциональному назначению представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Общая структура по функциональному назначению

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Анализ ситуации, сложившейся на рынке земельных участков может быть выполнен с точки зрения местонахождения объекта. Структура предложения, согласно принятому районированию г. Ставрополь, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура предложения по районам города

Из проанализированных данных видно, что наибольший объем предложения земельных участков ИЖС, а именно 36% находится в Других районах, а наименьшим объемом представлен Северо-западный район – 13% соответственно.

В ноябре 2018 года средняя цена предложений земельных участков составила 285 891 руб./сот. стандартная ошибка 5,7%, изменение к предыдущему месяцу 1,5%. Средняя цена предложений 1 сотки земельных участков колебалась в пределах от 42 000 руб. до 1 193 548 руб. в зависимости от ценообразующих факторов.

Цена предложения продажи единого земельного участка под ИЖС, млн. руб.
Средняя2,4
Максимальная22
Минимальная0,3
Общая площадь предложения продажи единого земельного участка под ИЖС, сот.
Средняя9,4
Максимальная99
Минимальная2,5

Соотношение средних цен предложений по районам города приведено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Средняя цена предложения 1 сотки земельных участков ИЖС по районам города, руб.

Анализ динамики цен подразделен на две составляющие: долгосрочная (с интервалом 1 год) и краткосрочная (с интервалом 1 месяц) составляющие.

Долгосрочная динамика представлена на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4 – Долгосрочная динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков ИЖС в руб.

За исследуемый интервал времени (с 2009 г. по 2017 г.) средняя цена предложений 1 сотки земельных участков снизилась на 113 430 руб.

Рисунок 5 – Долгосрочная динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков ИЖС в %

За исследуемый интервал времени (с 2009 г. по 2017 г.) средняя цена предложений 1 сотки земельных участков снизилась на 30%.

Для анализа краткосрочной динамики цен предложений земельных участков были рассмотрены и отобраны доступные объявления предложений в данном сегменте рынка земельных участков. В качестве базиса (100%) используется средний показатель за 2009 год (379 413 руб./сот.). Результат представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Краткосрочная динамика цен предложений земельных участков, руб./сот.

Район городаиюн.18июл.18авг.18сен.18окт.18ноя.18Диапазон цен, руб./сотка
Юго-запад   213 881   213 652   203 393   219 434   241 232   171 605 45833 – 750000
Северо-запад   217 557   248 221   210 851   271 182   196 454   199 80045000 – 644444
Центр   611 405   561 705   535 195   517 351   509 506   549 564121429 – 1193548
Другие   189 773   201 230   199 771   185 385   223 210   201 83142000 – 660000
Средняя 278 503  283 290  283 441  279 141  281 554  285 891 42000 – 1193548
Изменение в %73%75%75%74%74%75%

Таблица 1 свидетельствует о том, что на рынке земельных участков наибольшие средние значения цен предложений зафиксированы в Центральном районе города, а наименьшие – в Юго-западном районе.

Краткосрочная динамика средней цены предложений земельных участков, выраженная в руб., в графическом виде представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Краткосрочная динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков ИЖС в руб.

Краткосрочная динамика средней цены предложений земельных участков, выраженная в процентах, в графическом виде представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Краткосрочная динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков ИЖС в %

Коммерческая застройка

Анализ ситуации, сложившейся на рынке земельных участков может быть выполнен с точки зрения местонахождения объекта. Структура предложения, согласно принятому районированию г. Ставрополь, представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Структура предложения по районам города

Из проанализированных данных видно, что наибольший объем предложений земельных участков под коммерческую застройку, а именно 33% находится в Центре, а наименьший в Других районах – 17% соответственно.

В ноябре  2018 года средняя цена предложений земельных участков составила 546 828 руб./сот.   стандартная ошибка 13%, изменение к предыдущему месяцу 5,6%. Средняя цена предложений 1 сотки земельных участков колебалась в пределах от 130 000 руб. до 2 272 727 руб. в зависимости от ценообразующих факторов.

Цена предложения продажи единого земельного участка под коммерческую застройку, млн. руб.
Средняя58
Максимальная1 400
Минимальная1,2
Общая площадь предложения продажи единого земельного участка под коммерческую застройку, сот.
Средняя223
Максимальная7 000
Минимальная2,2

Соотношение средних цен предложений по районам города приведено на рисунке 9.

Рисунок 9 – Средняя цена предложения 1 сотки земельных участков под коммерческую застройку по районам города, руб.

Анализ динамики цен подразделен на две составляющие: долгосрочная (с интервалом 1 год) и краткосрочная (с интервалом 1 месяц) составляющие.

Долгосрочная динамика представлена на рисунках 10 и 11.

Рисунок 10 – Долгосрочная динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков под коммерческую застройку в руб.

За исследуемый интервал времени (с 2009 г. по 2017 г.) средняя цена предложений 1 сотки земельных участков выросла на 57 212 руб.

Рисунок 11 – Долгосрочная динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков под коммерческую застройку в %

За исследуемый интервал времени (с 2009 г. по 2017 г.) средняя цена предложений 1 сотки земельных участков выросла на 11%.

Для анализа краткосрочной динамики цен предложений земельных участков были рассмотрены и отобраны доступные объявления предложений в данном сегменте рынка земельных участков. В качестве базиса (100%) используется средний показатель за 2009 год (500 156 руб./сот.). Результат представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Краткосрочная динамика цен предложений земельных участков, руб./сот.

Район городаиюн.18июл.18авг.18сен.18окт.18ноя.18Диапазон цен, руб./сотка
Юго-запад344 618442 453448 402431 254588 748573 652207792 – 2272727
Северо-запад232 259343 510260 527201 853207 352267 502130000 – 625000
Центр926 555967 251928 722950 461947 980873 064120000 – 1538462
Другие248 471350 509168 362151 393223 615207 506130303 – 437500
Средняя500 442483 854508 911575 933518 004546 828130000 – 2272727
Изменение в %100%97%102%115%104%109%

Таблица 2 свидетельствует о том, что на рынке земельных участков наибольшие средние значения цен предложений зафиксированы в Центральном районе города, а наименьшие – в Других районах.

Краткосрочная динамика средней цены предложений земельных участков, выраженная в руб., в графическом виде представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 – Динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков под коммерческую застройку в руб.

Краткосрочная динамика средней цены предложений земельных участков, выраженная в процентах, в графическом виде представлена на рисунке 13.

Рисунок 13 – Динамика средней цены предложений 1 сотки земельных участков под коммерческую застройку в %

Скидка на торг, согласно данным исследования «Коллективные экспертные оценки характеристик рынка недвижимости», при сделках с земельными участками различного назначения (ИЖС, под многоэтажное жилищное строительство, под коммерческие объекты, под производственно-складское назначение) находится в диапазоне 5,6 – 30,8%, что коррелирует с данными ставропольских риэлтеров, которые говорят о скидке на торг при совершении сделки с нежилой недвижимостью в пределах 5 – 30%.

Тенденции и прогнозы

Долгосрочный анализ рынка земельных участков сегмента ИЖС свидетельствует о некотором снижении в данном сегменте рынка.

Следует особо подчеркнуть, что существенное влияние на данный сегмент рынка оказывает большое количество земельных участков, расположенных на окраине города и предлагаемых на праве краткосрочной аренды.

Долгосрочный анализ рынка земельных участков сегмента коммерческой застройки свидетельствует о росте в последние годы и некотором падении в последние два года. В связи с этим, прогноз ценовых показателей и уровня спроса для данных объектов в ближайшей перспективе затруднен.

Источники данных:

– Еженедельная газета «Все для вас», www.vdv-kaaz.ru

– Городской сайт недвижимости www.1777.ru

Исполнитель:Валиуллин Айрат

По интересующим вопросам обращаться по тел.: (8652) 56-55-33; 8-962-442-33-65

Источник: http://www.realtymarket.org/rinok-zemli/stavropol-analiz-rynka-zemelnykh-uchastkov-noyabr-2018.html

Затяжной мораторий: что мешает Украине открыть рынок земли

Земельный рынок 2018

Оксана Тороп ВВС News Украина

Копірайт зображення УНІАН Image caption В ближайшее время парламент снова рассмотрит вопрос о продлении моратория на продажу сельскохозяйственных земель

“Если бы у нас была цивилизованное, правовое государство, то я двумя руками поддержал бы продажу земли и отмену моратория”, – говорит крестьянин Алексей Осипов. Он – владелец сельскохозяйственного земельного участка в Кировоградской области, и таких как он в Украине – около 7 млн.

Все эти люди получили паи, но не имеют права ими распоряжаться по своему усмотрению, потому что это запретило им государство. И, несмотря на призывы международных организаций и западных партнеров провести реформы и открыть рынок земли, политики не спешат заняться этим чувствительным вопросом.

BBC News Украина попыталась разобраться, что же мешает депутатам снять мораторий и стоит ли надеяться, что рынок земли все же заработает.

В Украине уже 17 лет люди не могут продавать свою землю. За это время более 1 млн владельцев уже умерли.

Подавляющее большинство не может самостоятельно эти участки обрабатывать, а потому сдает в аренду за малые деньги.

Мелкие фермеры же, взявшие эту землю, часто страдают от рейдерских захватов со стороны крупных структур, которые концентрируют сельскохозяйственные земли в своих руках.

И хотя приближается время, когда депутаты вернутся к рассмотрению этого вопроса, надежд на перемены пока нет – ведь впереди выборы, а значит, популизму станет и в этих условиях проще просто продлить мораторий.

Поэтому Украина остается рядом с Венесуэлой, КНДР и Кубой, которые не имеют рынка земли как такового.

Власти хотят, но не могут

Уже несколько лет подряд МВФ призывает Украину отменить мораторий на продажу земли и провести аграрную реформу. А Всемирный банк называет земельную реформу ключевой и неотложной для страны и отмечает, что цены на сельхозземлю после открытия рынка возрастут в разы. А это выгодно и крестьянам, и государству.

В ответ украинская власть соглашается, что ситуацию надо менять, но конкретные действия предпринять не удается.

Копірайт зображення Getty Images Image caption Международные организации призывают Украину открыть рынок земли, но решений в этом направлении пока нет

Осенью 2018 года премьер Владимир Гройсман высказался против свободной продажи земли для всех. Мол, “надо дать возможность украинцам друг у друга покупать землю в ограниченном количестве”.

При этом традиционно успокоил всех, что правительство готово обсуждать вопросы земельной реформы с экспертами.

Технических препятствий для внедрения рынка сельскохозяйственных земель в Украине не существуетМаксим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики

В этой реформе ключевым является принятие парламентом законопроекта “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, который и нужен для отмены моратория.

Именно он должен установить правила будущего рынка и определить, кому можно продавать, какие будут ограничения площадей и будет ли государство давать кредиты. Эти и другие вопросы надо решить до запуска рынка, но политики пока за это не берутся.

СМИ ранее сообщали, что правительство ожидает ключевого законопроекта от аграрного министерства.

BBC News Украина отправила по этому поводу запрос в Министерство аграрной политики и продовольствия. Оказалось, что документ подготовили и, по данным министерства, “технических препятствий для внедрения рынка сельскохозяйственных земель в Украине не существует”.

“Проект закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” был наработан в тесном сотрудничестве с рабочей группой, в которую вошли ученые, представители профильных общественных объединений, народные депутаты, эксперты, участники земельных отношений и финансисты”, – говорится в ответе первого заместителя министра Максима Мартынюка.

В проекте предлагают не допускать к покупке земли иностранцев и большой капитал. Вместе с этим законопроектом хотят подать и другие, касающиеся финансовой поддержки и льготного кредитования малых и средних производителей и фермеров.

Поэтому предложения наработаны, но не хватает политической воли.

“Учитывая текущий этап политического процесса в Украине, маловероятно, что такой социально чувствительный вопрос, как отмена моратория на продажу сельхозземель, может быть решен в краткосрочной перспективе”, – считает Мартынюк.

Депутаты против

И действительно – настроения в Раде предвыборные, политические силы не хотят ставить под угрозу рейтинги накануне президентской и парламентской кампаний. Поэтому вместо начала профессиональной дискуссии звучат популистские заявления и взаимные обвинения.

Самыми большими публичными приверженцами продления моратория являются “Батькивщина” и Радикальная партия Олега Ляшко. Они пугают тем, что земли скупят иностранцы или олигархи, а потому надо сначала создать законодательные предохранители.

Копірайт зображення УНИАН Image caption Как-то ярый противник продажи земли Олег Ляшко принес в парламент землю и публично начал ее есть

Не готовы ать за открытие рынка земли и в коалиции. Депутаты от “Блока Петра Порошенко” и “Народного фронта” вместе с несколькими другими группами и фракциями уже зарегистрировали несколько законопроектов, которыми предлагают продлить мораторий.

Количество депутатов, которые начинают поддерживать снятие моратория, увеличиваетсяАлексей Мушак, депутат от БПП

Представитель “БПП” Алексей Мушак в разговоре с BBC News Украина признается, что количество сторонников снятия моратория среди депутатов постепенно растет.

“Я большой оптимист, поэтому оцениваю шансы (на снятие моратория. – Ред.) 50 на 50 в этом году. Ведь количество тех, кто начинает поддерживать снятие моратория, увеличивается”, – говорит он.

В такой ситуации, по его словам, важна позиция правительства. А оно в условиях, когда и так недавно пришлось пойти на повышение цен на газ по требованию МВФ, оглядывается на настроения населения. Поэтому похоже, что шансы на профессиональную дискуссию по этому вопросу будут иметь уже депутаты нового созыва и, вероятно, новое правительство.

“Люди как на пороховой бочке”

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-46591677

«Чья земля?»: каким будет украинский земельный рынок без моратория

Земельный рынок 2018

Дмитрий Бондаренко

В Украине мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения ввели еще в 2001 году как временное ограничение.

Во время его действия Верховная Рада должна была принять законы, необходимые для введения рынка земли. Впрочем, 17 лет парламенту не хватило.

Мораторий, который депутаты постоянно продляют, сегодня ограничивает право распоряжаться своей землей для 7 млн владельцев земельных паев, а это 16% украинских граждана.

Под мораторием находятся 40 млн гектаров или две трети территории Украины. Покупать и продавать можно только 2,7 млн гектаров земель, отведенных под личные хозяйства.

Однако давление из-за отмены моратория усиливается. Не только внутри государства, но и снаружи.

Так, в мае этого года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал, что мораторий на продажу земли нарушает базовые имущественные права украинских граждан. Иск к украинскому государству в ЕСПЧ выиграли два пенсионера — 79-летний Виктор Цицюра и 71-летняя София Зеленчук.

«У меня есть моя собственность, но этой собственностью я распоряжаться не могу. Сдать в аренду могу, но продать не могу. У человека при жизни нет возможности воспользоваться стоимостью своего пая», — возмущается в разговоре с Громадским Виктор Цицюра.

Земельный участок площадью 3,5 га, который он получил в наследство, сдает в аренду. И мораторий не позволяет получать за аренду своей земли рыночную цену.

«Плата за арендные паи мизерная. Мы подали иски и надеялись отсудить у государства убытки из-за того, что не могли продать землю и потому, что нет нормальной цены на нее. Если бы земля была товаром, цена была бы совсем другая», — говорит Виктор Цицюра.

Европейский суд обязал Украину гарантировать право ее граждан распоряжаться своей землей. В то же время, если украинское государство будет затягивать с отменой моратория, обиженные владельцы земельных паев смогут отсудить в Страсбурге и денежные компенсации.

«Это дает государству минимум год или два для таких изменений. У нас собственников земли — миллионы.

И даже если каждому из них выплачивать по 500-600 евро, это будут неподъемные расходы для государственного бюджета.

Это может просто обанкротить нашу страну», — комментирует Громадскому директор по стратегическим вопросам Украинского Хельсинского союза Михаил Тарахкало. Он представлял интересы Цицюра и Зеленчук в ЕСПЧ.

Эксперты утверждают: при отсутствии рынка земли украинские владельцы земельных паев, которые сдают свою землю в аренду, получают в пять раз меньше, чем могли бы получать при свободной конкуренции.

«Владельцы паев ежегодно получают арендную плату в пределах $50 за гектар. Тогда как экономически обоснованная стоимость аренды должна превышать $250. Соответственно они теряют около 13-18 тыс. гривен ($500-$700)», — говорит Громадскому доктор экономических наук, консультант Всемирного банка Виталий Данкевич.

Украинские фермеры в Киевской области. Андрей Новиков/Громадское

Во Всемирном банке подсчитали: ежегодные потери украинских владельцев земельных паев от заниженной стоимости аренды составляют 86 млрд гривен или $3,3 млрд.

В то же время дешевая аренда — дополнительный источник доходов крупного аграрного бизнеса, для которого мораторий играет функцию скрытой субсидии.

«Аграрным холдингам, крупным земельным корпорациям выгодно за низкую арендную плату концентрировать значительные земельные банки, выращивать продукцию, экспортировать ее, зарабатывая значительные средства. И мораторий способствовал тому, что крупнейшие латифундисты — аграрные холдинги — сконцентрировали значительные земельные массивы», — утверждает Виталий Данкевич.

По данным ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», в 2017 году агрохолдинги, которые обрабатывают более 10 тыс. га, сконцентрировали около 29% всех сельскохозяйственных земель Украины.

Но именно потому, что земли им не принадлежат, у них нет стимулов инвестировать в качество земель. Арендаторы очень часто истощают их полезные свойства растительными культурами, которые обеспечивают короткий срок окупаемости. Зато в животноводство, садоводство и ягодоводство, которые требуют бизнес-планов, рассчитанных на годы, деньги арендаторы обычно не инвестируют.

Между тем малые фермеры жалуются: мораторий не позволяет привлекать необходимые средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса.

Так, в кооперативе «Семейное благосостояние» в селе Большие Гуляки в Киевской области решили не только выращивать овощи в теплицах, но и развивать козоводство и производить сыры из козьего молока. Теперь здесь держат почти 600 коз. И земель для выращивания кормов у хозяйства недостаточно. По подсчетам кооператива, на дополнительные инвестиции и кредиты понадобятся десятки миллионов гривен.

«Наше хозяйство сегодня не может привлечь дополнительные средства, так как земля находится под мораторием. Соответственно она не может выступать предметом залога.

Инвесторам нужны гарантии их вложений. Гарантией может выступать недвижимость, земля.

Но если земля ограничена мораторием, то это соответственно не работает», — говорит председатель кооператива «Семейное благосостояние» Антон Дундий.

Согласно расчетам экономистов Всемирного банка, отмена запрета на передачу земли в залог позволит украинской аграрной отрасли привлечь миллиардные кредиты и инвестиции и создать новый большой финансовый рынок.

«Потенциальный рынок капитала, который можно будет использовать под залог сельскохозяйственной земли, составляет около $10 млрд. Для сравнения: объем капитальных инвестиций в прошлом году в сельскохозяйственном секторе был только $2 млрд», — объясняет советник Всемирного банка Олег Нивьевский.

Ферма «Семейное благосостояние» в селе Большие Гуляки, Киевская область. Андрей Новиков / Громадское

В то же время, пока 7 млн владельцев земельных паев не могут распорядиться своей собственностью, благодаря мораторию миллионы гектаров стали объектом коррупционных сделок чиновников. В Украине образовался целый теневой рынок, на котором земельные участки продаются под видом долгосрочной аренды.

«Стоимость земли на неофициальном рынке составляет от $1 до $1,5 тыс. за гектар. Заключается долгосрочная аренда, которая может достигать 200 лет. В то же время владельцу земельного участка выплачивается единовременная выплата за весь период», — рассказывает Виталий Данкевич.

Экономисты уверены: свободная конкуренция за ограниченные земельные ресурсы должна резко увеличить как рыночную стоимость земли так и доходы центрального и местных бюджетов.

«Стоимость земли по нашим расчетам должна вырасти втрое до около $3-$3500 за гектар, — говорит Олег Нивьевский. — На соответствующую пропорцию должны вырасти налоговые поступления».

Отменить мораторий и установить прозрачные правила игры на рынке земли должен новый закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Впрочем, депутаты уже много лет не могут прийти к согласию в этом вопросе.

Против, в частности, фракция партии «Батькивщина», лидер которой Юлия Тимошенко заявляла, что «продавать землю можно только в том случае, если есть крестьяне, у которых есть деньги ее приобрести, а не мафия, у которой есть деньги выкупить все у крестьян».

Итак, на практике, пока действует мораторий, бизнес технологически неэффективных агрохолдингов в Украине процветает, как и серые схемы, по которым земли обманутых владельцев покупают в обход моратория.

Источник: https://hromadske.ua/ru/posts/chia-zemlia-kakym-budet-ukraynskyi-zemelnyi-rynok-bez-moratoryia

Открытие рынка земли. Официальные позиции украинских политсил и как они голосуют

Земельный рынок 2018

Дмитрий Ливч

Руководитель аналитического отдела / Проектный менеджер

EasyBusiness

Существование в Украине моратория на продажу земель консервирует все теневые схемы и манипуляции, которые царят в сфере земельных отношений уже более 20 лет. Несмотря на давление гражданского общества и международного сообщества, решения данного вопроса из года в год откладывается.

За последние годы значительно увеличилась политизированность данного вопроса. Политические партии активно используют мифы и стереотипы, связанные с земельной реформой, для повышения собственных рейтингов.

Ежегодно депутаты утверждают, что открыть рынок нужно, когда для этого будут созданы соответствующие условия, и при этом еще раз голосуют за продление моратория.

Дело в том, что дополнительная пролонгация для защиты рынка не нужна, депутатам достаточно не принимать закон об обороте сельхозземель. Но чтобы точно не иметь оснований это сделать, они вновь продолжают мораторий.

Чтобы рынок земли начал работать, необходимо выполнить два условия – отменить мораторий и принять закон об обороте сельскохозяйственных земель.

По состоянию на декабрь 2018 года в Верховную Раду внесены три проекта закона, в частности: №5535 (Инициаторы: Мушак А. П., Хлань С. В., Ризаненко П. А., Чумак В. В., Белькова О. В. Романюк В.Н.), №5535-1 (Корнацкий А. А.) и №7112 (Мушак А. П., Хлань С. В.

, Арьев В. И., Шверк Г. А., Дехтярчук А. В., Тетерук А. А., Береза Ю. Н., Геращенко А. Ю., Черненко А. Н.).

Все три законопроекта находятся на рассмотрении Аграрного комитета парламента. В частности, законопроекты №5535 и №5535-1 поступили на рассмотрение комитета в декабре 2016 года, с тех пор мораторий продолжали дважды. Похожая ситуация может повториться и в этом году.

Фактическое продления моратория – основание для депутатов не приступать к этому вопросу, не определяться окончательно с финальными правилами игры по земле и продолжать использовать страхи и мифы, которые есть у населения, в политической агитации.

Именно поэтому, 30 ноября 2018 года народный депутат Олег Барна зарегистрировал проект закона №9355, которым предлагается продлить мораторий до 1 января 2024 года, а Юлия Тимошенко предложила вынести на рассмотрение парламента ее законопроект №5476, в котором говорится о продлении моратория до 1 января 2022 года.

Следует отметить, что результаты ания за продление моратория часто отличаются от официальной позиции политических партий. Именно поэтому аналитический центр EasyBusiness проанализировал позиции партий о продлении моратория.

Партия Блок Петра Порошенко

Количество депутатов: 138

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 65, против – 21, воздержались – 8, Не али – 30, отсутствуют – 14

Позиция партии Блок Петра Порошенко в вопросе открытия рынка земли достаточно непоследовательна. Так, в программе партии в разделе 4 (Экономика), в пункте 4.7 (Сельское хозяйство) , говорится: “Ключевая задача реформы сельского хозяйства – решение вопроса формирования прозрачного рынка земли.

Это открывает новые возможности для поступления инвестиций в аграрный сектор и активного выхода украинской продукции на международные рынки. Предпосылкой для формирования прозрачного рынка земли должна стать системная инвентаризация земельных ресурсов страны. Земли должны быть четко разграничены в едином государственном реестре.

Они должны быть разделены на земли сельскохозяйственного назначения, государственной, коммунальной и частной собственности”.

То есть, в программе партии четко заявлено о поддержке земельной реформы. Такая позиция подтверждается и деятельностью многих депутатов фракции. В частности, депутаты от партии выступили инициаторами в трех проектах Закона о рынке земель: законопроект №7112 (Мушак А. П., Хлань С. В., Арьев В. И., Шверк Г. А., Дехтярчук А. В.

Черненко А. Н.), законопроект №5535 (Мушак А. П., Хлань С. В., Ризаненко П. А., Белькова О. В.), законопроект №5535-1 (Корнацкий А. А.). Также в 2017 году 24 депутата от БПП подписали иск в Конституционный суд Украины относительно неконституционности моратория, в 2018 году аналогичный иск подписали уже 32 депутата от БПП.

В то же время, значительное количество депутатов от БПП выступают против реформы. В частности, среди инициаторов продление моратория в 2017 году было четверо депутатов БПП (Давыденко В. Н., Люшняк Н. В., Рыбак И. П., Кот А. Б.), а 65 депутатов поддержали данное решение. В 2018 году аналогичный законопроект внес Олег Барна.

Партия Народный фронт

Количество депутатов: 81

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 33, против – 9, воздержались – 2, Не али – 27, отсутствуют – 10

Партия не имеет четкой позиции по вопросу земельной реформы. В программе партии данный вопрос не освещается.

Значительное количество депутатов партии публично поддерживает проведение земельной реформы, а некоторые депутаты партии выступили инициаторами законопроектов об обороте земель сельскохозяйственного назначения: № 5535 (Романюк В. Н,) и №7112 (Тетерук А. А., Береза Ю. Н. и Геращенко А. Ю.).

Несмотря на публичные заявления о поддержке земельной реформы, лидер фракции Народного фронта стал одним из инициаторов законопроекта №5123-1, которым в 2016 году мораторий продлили до 1 января 2018 года, а в 2017 году партия дала 33 голоса за продление моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2019 года.

Партия Объединение Самопомич

Количество депутатов: 25

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 9, против – 11, воздержались – 3, Не али – 0, Отсутствуют – 2.

Самопомич выступает за поэтапное открытие рынка земли, что позволяет запустить рынок земли, учитывая все возможные риски, и улучшить общее состояние экономики страны. В программе партии указано следующее: “Преобразование земли сельскохозяйственного назначения в актив украинского крестьянина, чтобы он мог привлекать инвестиции и развивать свое хозяйство”.

Однако, даже несмотря на декларативную поддержку реформы, треть фракции Самопомич в парламенте проала за продление моратория в 2017 году, а в 2016 году лидер фракции Олег Березюк был одним из инициаторов вышеупомянутого закона №5123-1. Этот закон поддержали 19 депутатов Самопомочи.

Радикальная партия Олега Ляшко

Количество депутатов: 20

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 17, против – 0, воздержались – 0, Не али – 2, Отсутствуют – 1

Радикальная партия Олега Ляшко является одной из крупнейших критиков земельной реформы. В программе партии говорится: “Мы запретим продажу земли и ликвидируем нелегальный земельный рынок, на котором обогащаются толстосумы и спекулянты.

Введем право аренды земли под жестким контролем государства. Запретим иностранцам распоряжаться нашими черноземами. Создадим прозрачный земельный кадастр, что сделает невозможным земельное рейдерство.

Радикальная партия станет основным защитником интересов села в парламенте “.

Депутаты партии активно распространяют мифы о том, что земельная реформа – это обезземеливание крестьян в интересах агрохолдингов-монополистов и транснациональных корпораций. В поддержку своей позиции депутаты партии зарегистрировали проект изменений в Конституцию, которыми предлагают сделать основой аграрного устройства государства фермерские хозяйства.

Всеукраинское объединение Батькивщина

Количество депутатов: 20

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 15, против – 0, воздержались – 0, Не али – 2, Отсутствуют – 3

Батькивщина является наиболее активным противником рынка земли. Партия и ее лидер Юлия Тимошенко ведут активную PR-кампанию против отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель и открытия рынка земли. Лидер партии Тимошенко инициировала сбор подписей о проведении всеукраинского референдума о запрете продажи сельскохозяйственной земли.

23 марта 2018 года Юлия Тимошенко вместе с представителями ОС Всеукраинский аграрный совет и Аграрный Союз Украины подписали меморандум Новый аграрный курс Украины о сотрудничестве по проведению реформ в сельском хозяйстве и обеспечении развития сельских территорий. В нем выдвигается требование продлить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2023 года.

В недавно опубликованном Новом экономическом курсе Украины вопросу рынка земли посвящается Раздел 23 (Эффективное использование сельскохозяйственной земли в интересах общества и оптимальная модель рынка земли).

“Однако, в условиях, сложившихся в настоящее время, мгновенная отмена моратория на продажу земли повысит риски превращения Украины полностью в сырьевой придаток западного мира. В Украине …

приоритетными мерами государственной политики в среднесрочной перспективе должны стать: создание реального земельного кадастра и сохранение моратория на продажу земель до создания надлежащих механизмов регистрации и защиты права частной собственности на землю …

Сам проект закона Об обороте земель сельскохозяйственного назначения должен содержать ряд оговорок об изменении целевого назначения земли сельскохозяйственного назначения, ограничивать получение права собственности на землю со стороны нерезидентов, а также предоставлять льготные права на приобретение земли мелким фермерам, которые уже имеют профессиональный опыт деятельности в сфере сельского хозяйства и проживающих в данной местности”, – сказано в этом документе.

Также в 2016 году лидер партии Тимошенко Ю.В. стала инициатором законопроекта №5123, в котором предлагалось продлить мораторий до 1 января 2022 года.

Следует отметить, что позиция лидера партии тоже не последовательна.

В частности, в 2008 году она была инициатором законопроекта №2143, согласно которому право на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения должны были получить граждане и юридические лица Украины, а также иностранные граждане и лица без гражданства и иностранные государства. В 2010 году законопроект был отозван, после чего Юлия Тимошенко изменила свою позицию.

Политическая партия Оппозиционный блок

Количество депутатов: 43

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 31, против – 0, воздержались – 0, Не али – 5, Отсутствуют – 7

Депутаты фракции не являются активными комментаторами данному вопросу. И в программе 10 первоочередных шагов по выходу из кризиса указана следующая позиция по земельной реформе:

“Приватизации с/х земли должны предшествовать принятие законодательства о рынке земель, завершение формирования земельного кадастра, разграничение земли государственной и коммунальной формы собственности, формирование системы справедливой оценки земли, а также введение антимонопольных ограничений в процессе ее продаж и концентрации. А сам вопрос приватизации должен стать предметом всеукраинского референдума”.

Однако депутаты партии не выступали инициаторами законопроектов о рынке земли или проведения референдума и стабильно дают за продление моратория несколько десятков .

Депутатская группа Воля народа

Количество депутатов: 18

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 14, против – 0, воздержались – 1, Не али – 3, Отсутствуют – 0

У группы отсутствует программа. Депутаты группы выступают за сохранение моратория на продажу сельскохозяйственных земель, а также систематически голосуют за продление моратория.

В частности, в 2016 году лидер группы Ярослав Москаленко был одним из инициаторов законопроекта №5123-1, который поддержали 12 депутатов группы. В 2017 году Сергей Лабазюк был одним из инициаторов законопроекта №7350.

Партия Видродження

Количество депутатов: 26

Голосование за продление моратория в 2017 году: За – 22, против – 0, воздержались – 0, Не али – 3, Отсутствуют – 1

Партия выступает против рынка земли. В программе партии в разделе 1 (Экономика), в Пункте 5 (Аграрная политика) указано:

“Земля в Украине должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Сохранение моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения до тех пор, пока не будут созданы условия для внедрения рынка (снижение уровня коррупции, необходимая инфраструктура, жесткий контроль за использованием)”.

В целом, по мнению депутатов партии Видродження, рынок земли нужно открывать тогда, когда фермеры могут быть на нем вполне конкурентными.

Так, в 2016 году Олег Кулинич, который является главой подкомитета по вопросам земельных отношений Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений обещал разработать дорожную карту земельной реформы. На данный момент соответствующего документа нет.

***

Итак, среди всех парламентских сил только Радикальная партия Олега Ляшко выступает полностью против открытия рынка земли.

Батькивщина, Видродження, Оппозиционный блок в своих программах указали, что отмене моратория должен предшествовать ряд подготовительных мероприятий.

При этом ни один депутат из указанных партий за четыре года в парламенте не выступил в роли инициатора проектов закона об обороте сельскохозяйственных земель.

Народный Фронт и Воля Народа не имеют официальной позиции относительно открытия рынка земли, но депутаты данных партий стабильно дают несколько десятков за продление моратория.

С другой стороны, Блок Петра Порошенко и Самопомич – единственные силы, которые в своей программе поддержали открытие рынка земли, однако в прошлые годы значительная часть депутатов из этих фракций али за продление моратория, хотя само принятие закона об обороте земли на данный момент является главной предпосылкой появления рынка земли и даже отмена моратория до его появления ничего не изменит.

Уже совсем скоро мы узнаем, воспользуются ли депутаты восьмого созыва своим последним шансом выполнить свои обещания запустить процесс открытие рынка земли, или это решение вновь будет отложено на неопределенный период времени. А мораторий будет пролонгирован для того, чтобы вновь в течение года не найти времени на земельное законодательство.

Материал подготовлен при участии Андрея Дякива, экономического аналитика EasyBusiness

Источник: https://biz.nv.ua/economics/otkrytie-rynka-zemli-ofitsialnye-pozitsii-ukrainskikh-politsil-i-kak-oni-holosujut-2513976.html

Наше право
Добавить комментарий