Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке. Какой документ устанавливает дополнительный отпуск водителю? Дополнительные отпуска водителям грузовых автомобилей

Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

В Трудовой кодекс внесены изменения в отношении гарантий и компенсаций работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях. Одно из новшеств – изменение порядка предоставления дополнительного отпуска.

Изменения в Трудовом кодексе связаны с введением с 1 января 2014 года специальной оценки по условиям труда. Поправки внесеныФедеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ. В частности, они затронулистатью 117 Трудового кодекса. В ней говорится о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Что понимается под отдельно устанавливаемой денежной компенсацией, которая выплачивается работнику в случае замены части отпуска за “вредность” (часть 4 ст. 117 ТК РФ), и каков порядок расчета указанной компенсации?

Как следует из части первой ст. 117 ТК РФ, работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Минимальная продолжительност ь такого отпуска – 7 календарных дней; продолжительност ь ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (части вторая и третья ст. 117 ТК РФ).

Согласно части третьей ст.

126 ТК РФ не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях, за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных Трудовым кодексом РФ.

Так, частью четвертой ст.

117 ТК РФ предусмотрена возможность замены только части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

Это означает, что в случае установления работнику, например, 14 календарных дней дополнительного отпуска за “вредность” денежной компенсацией может быть заменена только часть отпуска, то есть 7 дней.

Однако, для этого, по смыслу указанной нормы, необходимо одновременно наличие следующих условий:

Возможность замены части дополнительного отпуска денежной компенсацией содержится в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективных договорах;

Имеется соответствующее письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

При отсутствии же хотя бы одного из условий, замена денежной компенсацией части отпуска за вредность, превышающую 7 календарных дней, не допускается даже при наличии соответствующей письменной просьбы (заявления) работника.

Согласно положениям все той жечасти четвертой ст. 117 ТК РФ часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за “вредность”, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Таким образом, под отдельно устанавливаемой компенсацией следует понимать денежное возмещение, которое выплачивается работнику в случае неиспользования в натуре части дополнительного отпуска, предоставляемого за вредные условия труда.

Трудовой кодекс не содержит порядок расчета указанной компенсации.

Законодатель ограничился лишь перечнем документов, которые регулируют вопросы замены части дополнительного отпуска за вредные условия труда отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

Соответственно, и расчет отдельно устанавливаемой денежной компенсации за часть указанного отпуска также должен осуществляться в порядке, установленном соответствующим отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Отметим, что на сегодняшний день возможность замены части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда, а также размеры, порядок и условия выплаты отдельно устанавливаемой денежной компенсации, о которой говорится вчасти четвертой ст. 117 ТК РФ, по нашим сведениям, ни в одном отраслевом (межотраслевом) соглашении не предусмотрены. Следовательно, осуществить замену части дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда денежной компенсацией невозможно.

Ведь работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте, что, однако, не обязательно должно выражаться в закреплении исчерпывающих положений в тексте трудового договора.

Чтобы соблюсти установленные требования трудового договора с работником, нужно как минимум указать, являются ли условия труда оптимальными, допустимыми, вредными (с указанием одного из 4 подклассов) и (или) опасными. Для этого можно взять результаты аттестации рабочих мест или оценки условий труда.

Если сотрудник уже трудится, то добавить новую информацию в его договор можно путем заключения дополнительного соглашения. 4. Нормативная база: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред.

Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям

Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» в части утверждения Списка в отношении специальностей, связанных с добычей и переработкой каменной соли (позиция 230 — 237), помолом и погрузкой соли (позиция 255), с фасовкой соли (позиция 256); постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 1 марта 1991 года № 56 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений, занятым на добыче и транспортировке соли» оставить без удовлетворения.

Дополнительный отпуск водителям грузовых автомобилей. о ежегодном дополнительном

Источник: https://arshinkrim.ru/poslednie-novosti/trebuetsya-li-dopolnitelnyi-otpusk-voditelyam-avtobusov-pri/

Дополнительный отпуск водителю грузового автомобиля. Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

При предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. Кроме этого, ст.

116 ТК РФ предоставляет работникам транспортных организаций право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также за особый характер работы.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.

Юридическая консультация

Да такой закон есть, и он называется Трудовой кодекс РФ.

В нем, в статье 115 говорится, что:

— Отпуск не может быть меньше 28 дней;

— Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Вопрос: Предприятие пассажирского транспорта с 15 мая 2006 года имеет филиал, расположенный в зоне с периодическим радиационным контролем

Таким образом, общий трудовой отпуск у названного водителя автобуса составит 44 календарных дня (30 + 14). Перечень рабочих, непосредственно занятых в отрасли автомобильного транспорта, утверждается нанимателем.

По нашему мнению, в названный перечень должны быть включены профессии «водитель автомобиля» и «слесарь по ремонту автомобиля».

Следовательно, дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы для названных профессий должен предоставляться по п.

Водители автомобиля: режим труда и отдыха

Это перераспределение надо учитывать при расчете зарплаты водителям.

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством РФ о труде. Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды. П.

15 Положения установлено, что рабочее время водителей включает: – время управления автомобилем; – время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; – время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; – время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; – время простоев не по вине водителя; – время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; – время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; – время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; – в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Продолжительность отпуска у водителей автобуса

— категория «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимися к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. — Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.

2004 N 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)» (ред.

Подскажите, какой документ в настоящее время устанавливает дополнительный отпуск водителю автомобиля, работающему на грузовых автомобилях грузоподъемностью от 3 тонн?

Ответ

Ответ на вопрос:

Ответ зависит от того, проведена ли на рабочем месте водителя аттестация или специальная оценка условий труда.

Поскольку ст. 117 ТК РФ устанавливает только минимальную продолжительность дополнительного отпуска, установление отпуска большей продолжительности не противоречит ТК РФ.

Если на рабочем месте водителя была проведена спецоценка, и ранее аттестация рабочего места не проводилась, водитель имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней на основании п. 200 , если условия труда отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Если ранее на рабочем месте проводилась аттестация и по ее результатам предоставлялся дополнительный отпуск, а потом была проведена спецоценка, и условия труда были признаны оптимальными, допустимыми или вредными 1 степени (класс 3.1), работник сохраняет право на дополнительный отпуск.

В Федерального закона от 28.12.

2013 № 421-ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника: если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

Нина Ковязина

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:*

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору.

И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами.

Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях.

При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере.

Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором.

На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в к , нормы профилактического питания – в к .

2. Ответ: Какие условия труда считаются вредными

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам:

  • , проведенной до 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном ;
  • , проведенной после 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном .

Это объясняется тем, что по общему правилу результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение .

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

1. Условия труда определены по результатам .

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно . Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

  • , утвержденный ;
  • , утвержденную .

2. Условия труда определены по результатам .

После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие по действующим нормам Трудового кодекса РФ.

3. Журнал: Трудовые споры, № г.

Специфика

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

  • В каких случаях работодатель вправе не проводить спецоценку условий труда
  • Как можно сэкономить на оценке офисных рабочих мест
  • Нужно ли предоставлять работникам с вредными условиями труда все три вида компенсаций одновременно

Как было сказано, объем гарантий и компенсаций определяется по результатам специальной оценки условий труда. Но даже если она запланирована на 2015 или 2017 год, то работнику все равно нужно компенсировать работу во вредных или опасных условиях. Для определения их объема стоит использовать результаты ранее проведенной аттестации ().

Более того, в Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника.

Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Например, работодатель, применявший все три вида компенсаций в отношении рабочих мест со 2 подклассом вредности, не сможет с принятием отменить сокращенную рабочую неделю.

В то же время стоит помнить, что с 2015 года вступают в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которыми, в частности, устанавливается специальная ответственность за нарушение порядка проведения оценки или ее непроведение (). Должностное лицо компании (включая генерального директора) могут предупредить или оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. К организации могут применить меру в виде штрафа от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Если проверяющие выявят повторное нарушение, то компании также грозит ответственность, но уже в повышенном размере. Директора могут дисквалифицировать на срок до 3 лет или оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а организации придется выплатить штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Поэтому работодателю стоит внимательно отнестись к выполнению государственных нормативных требований охраны труда.

Характеристики условий труда на рабочем месте нужно закрепить в трудовом договоре

Трудовой договор с работником должен содержать обязательные сведения и условия (). Условия труда на рабочем месте – это новое условие, включенное в перечень ст. 57 с января 2014 года. Заметим, что схожее условие содержится в ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Согласно этой норме в трудовом договоре нужно указать характеристики условий труда на рабочем месте в случае установления гарантий и компенсаций. При этом не совсем ясно, в чем их отличие и насколько детально нужно описать характеристики вредных и (или) опасных условий труда.

Ведь работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте, что, однако, не обязательно должно выражаться в закреплении исчерпывающих положений в тексте трудового договора.

Чтобы соблюсти установленные требования трудового договора с работником, нужно как минимум указать, являются ли условия труда оптимальными, допустимыми, вредными (с указанием одного из 4 подклассов) и (или) опасными. Для этого можно взять результаты аттестации рабочих мест или оценки условий труда. Если сотрудник уже трудится, то добавить новую информацию в его договор можно путем заключения дополнительного соглашения.

Источник: https://bodygrant.ru/dopolnitelnyi-otpusk-voditelyu-gruzovogo-avtomobilya.html

Отпуск для водителей грузовых автомобилей. Дополнительный отпуск водителям Сколько дней отпуск у водителей трамвая

Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

В то же время стоит помнить, что с 2015 года вступают в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которыми, в частности, устанавливается специальная ответственность за нарушение порядка проведения оценки или ее непроведение (ст.

11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ). Должностное лицо компании (включая генерального директора) могут предупредить или оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. К организации могут применить меру в виде штрафа от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Если проверяющие выявят повторное нарушение, то компании также грозит ответственность, но уже в повышенном размере. Директора могут дисквалифицировать на срок до 3 лет или оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

, а организации придется выплатить штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Дополнительный отпуск водителям

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором.

На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г.
№ 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу

Внимание

Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н. Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда» 2.

Какой документ устанавливает дополнительный отпуск водителю?

  • занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
  • переведенные на ненормированный рабочий день;
  • трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
  • чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.

Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах.

Положен ли дополнительный отпуск водителям

Во внутренних актах разрешено утверждать сроки отпусков, отличающиеся от положенных в законодательстве, но только в большую сторону. Если наличествует профсоюз, его мнение необходимо учесть.

Общие правила предоставления добавочных отпусков Дополнительный отпуск – это время, предусмотренное для отдыха в придачу к дням основного оплачиваемого отпуска, предоставляемое в течение года по признанным законом основаниям. Такой вид отпуска практически не отличается от общепринятого ежегодного в отношении особенностей предоставления.
Однако существуют важные моменты, на которые следует обратить внимание.

  1. Больше, чем положено. Дни допотпуска входят в отпускные дни сверх длительности обычного ежегодного отдыха.
    Таким образом, в течение года водитель получит в свое распоряжение больше отпускных дней, чем стандартные 28.
  2. Когда вам угодно.

При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях.

В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Инфо

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Важно

Дополнительные дни «за вредность» Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:

  • физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
  • эмоциональные стрессы;
  • дыхание загазованным воздухом;
  • вибрация;
  • тяжелый микроклимат на рабочем месте ­– за рулем и др.

Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск.

Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок. Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.

Зубков Сергей Васильевич (17.05.2014 в 15:05:02)

Источник: https://tulaposuda.ru/poluchenie-propiski-i-vypiska/otpusk-dlya-voditelei-gruzovyh-avtomobilei-dopolnitelnyi.html

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2018

Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Рабочее время и время отдыха водителей

Требуется ли дополнительный отпуск водителям автобусов при перевозке

Часто работодатели допускают ошибки по ведению достоверного учета выполняемой водителями работы, в частности, в табелях учета использования рабочего времени водителям проставляют только время управления и проводят оплату труда исключительно расстояния пробега. Чтобы избежать нарушений требований трудового законодательства в части достоверности ведения учета рабочего времени водителей, Управление Гоструда в Ивано-Франковской области сообщает следующее.

Определение продолжительности рабочего времени и времени отдыха водителей указано в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины 07.06.2010 № 340 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14 сентября 2010 за № 811/18106 (далее – Положение № 340).

Это Положение разработано в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), Кодекса законов о труде Украины и Законов Украины ” об автомобильном транспорте “и” о дорожном движении “.

Требования этого Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами (далее – ТС).

В рабочее время водителя включаются: а) сменный период управления; б) подготовительно-заключительное период; в) время простоев не по вине водителя; г) время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров) г) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении; д) время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе) е) время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем; е) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом; ж) другое время, предусмотренное законодательством Украины.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.

В случае суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10:00.

Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12:00 при условии, что время управления в течение дня (смены ) не превышает 9:00.

График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.

Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с распределением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4:00 с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Водителям с ненормированным рабочим днем ​​предоставляется в форме компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, производится соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьями 62-64 Кодекса законов о труде Украины.

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (смены) (статьи 52, 53 и 61 Кодекса законов о труде Украины).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4:00 в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.

Продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.

На автобусные маршруты протяженностью более 500 км направляются два водителя, причем период управления каждого должен составлять половину общего периода управления.

Перерывы

После управления в течение 4:00 водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает период ежедневного (междусменного) отдыха. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными на протяжении периода управления.

Продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается Перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время водителя.

Водители используют время перерыва по своему усмотрению.

Время отдыха

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должно быть не менее 10 последовательных часов. Если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и предоставляются водителю в виде дополнительных свободных от работы в течение учетного периода, часов в порядке, предусмотренном графиком сменности. Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.

Ежедневный (межсменное) отдых водителя автобуса не может осуществляться водителем в салоне автобуса, кроме случаев, когда автобусом управляют два водителя и в автобусе есть место для отдыха водителя.

Водитель автобуса в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или место для отдыха в салоне автобуса в случае, когда автобусом управляют два водителя, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Ежедневный (межсменное) отдых водителя грузового автомобиля не может осуществляться водителем в кабине грузового автомобиля, кроме случаев, когда в грузовом автомобиле есть спальное место для отдыха водителя.

Водитель грузового автомобиля в течение ежедневного (междусменного) отдыха должен иметь надлежащие условия для отдыха (кровать или спальное место для отдыха в кабине грузового автомобиля, пользование туалетом, возможность питания горячей пищей).

Учет рабочего времени

Автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью более 50 км, грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 тонн должны быть оборудованы действующими и поверенными тахографами.

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля учета использования рабочего времени.

Перевозчик, использующий водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (приложение 2 Положения № 340), в которой по каждой рабочей смены отмечаются плановые и фактические данные о маршруте, начало и конец рабочей смены.

Водитель, управляющий ТС, который не оборудован тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку водителя (приложение 3 Положения № 340).

Время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно статье 106 Кодекса законов о труде Украины.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно.

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем ​​учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая исчисляется в часах).

Источник:

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-delovye-novosti-36-rabochee-vremya-i-vremya-otdyxa-voditelej

Наше право
Добавить комментарий