Правовая система франции кратко

Особенности административного права романо-германской правовой системы Франции и ФРГ

Правовая система франции кратко

Романо-германская правовая система включает в себя романскую и германскую ветви.

Применение первой из них практикуется в таких странах, как Франция, Бельгия, Испания, Италия и Португалия, а германская – в ФРГ, Австрии и Швейцарии.

Данная правовая система была сформирована в Европе, основываясь на римском, каноническом и обычном праве. За счет римского права она стала строгой, определенной и стройной.

Романо-германская правовая система отдает приоритет письменным источникам права, в большей степени закону. Опор осуществляется на писаные конституции, принцип верховенства закона и другие правовые принципы.

У государств, которые придерживаются данной правовой системы, есть кодифицированное законодательство относительно основных отраслей права.

Применяется также разделение систем права на публичное и частное, как указывало римское право.

Замечание 1

У суда в романо-германской системе есть функции правоприменительного органа, но не правотворческого. Им рассматриваются споры относительно конкретных дел, основываясь на законе, правовых принципах и норм, но нет права на издание нормативных правовых актов.

Административное право во Франции

В конце XVIII – начале XIX в.

во Франции лидирующая позиция была завоевана концепцией, по которой государственная администрация получила самостоятельность от законодательной и судебной власти, учрежден специальный административный суд, функцией которого являлся контроль за государственной административной деятельностью. Из-за того, что общие суды не вызывали доверия, сформированные во время того, как была абсолютная монархия, им не была доверена указанная контрольная функция.

Замечание 2

Этот период ознаменован как время формирования административного права, которое обеспечивало регулирование правовой сферы и контроль государственной администрации, защищало граждан от возможного произвола администрации.

Современным административным правом страны регулируется организация и деятельность, осуществляемая государственными органами административной власти, набор, статус и организация деятельности гос. служащих. Указанными органами должна осуществляться реализация политических решений, которые принимаются в лице органов законодательной власти.

Источники административного права

Источниками административного права являются международные договоры, значение которых возросло на основании того, что страна вошла в состав Европейского союза; также Конституция Франции и подобные законы, нормативные акты органов администрации, решения административных судов. Действующей Конституцией была ослаблена законодательная власть и усилена роль президента, в том числе и правительства.

Замечание 3

В Конституции содержатся нормы органов управления, судов, включая административные, министров. Она провозглашает право граждан на то, чтобы участвовать в управлении государством.

Административное право Франции отличает от других отраслей права и не является кодифицированным. Его систематизация сделана на основании того, что издавались сборники законов и других актов, превышающих количество в 30 единиц. Данные сборники подготовили частные лица для того, чтобы было удобнее использовать акты.

Административно-правовые акты издаются президентом, правительством, министерствами и ведомствами, а также местными органами (мэрами коммун, председателями регионального или генерального совета, префектами и др.). На основании Гражданского кодекса Франции у судов нет права на формулирование норм права.

Замечание 4

На практике суды (административные в том числе) при рассмотрении дела, вынуждены создавать новые нормы права на основании наличия пробелов в административном законодательстве.

Организация администрации

Административная власть в центре осуществляется такими видами органов государственной власти: президентом, премьер-министром, министрами.

Президентом и премьер-министром издаются правовые акты, назначаются высшие должностные лица государства (министры, судьи, префекты, послы, директоры министерств и государственных компаний, ректоры и другие).

Ими осуществляется координация деятельности министерств и ведомств, решаются споры между ними.

Правительство формирует Совет министров из премьер-министра и министров. На основании Конституции и законов не устанавливается компетенция министров. Она определяется премьер-министром. Каждый министр имеет в распоряжении кабинет, в состав которого входит до 10 человек.

Замечание 5

Во главе крупных подразделений министерств находятся генеральные директора, которые имеют подчиненных директоров и других должностных лиц.

В систему местных органов государственной администрации включены префектуры и государственные периферийные службы. Префектами представляется государство в департаментах и регионах. Во Франции существует 22 региона.

Определение 1

Государственные периферийные службы – внешние службы министерств, которые проводят политику министерства.

Важная роль в территориальном управлении Франции принадлежит местным сообществам нескольких видов:

  • обычные (большинство общин, департаментов и регионов);
  • особые (к примеру, Корсика, Париж, Марсель, заморские территории и регионы).

Местные сообщества – это публичные юридические лица. Внутри них происходит формирование руководящих органов, которых избирает население.

Государственная служба

Государственные служащие во Франции – любое лицо, которое находится на службе у государства. Вместе с государственной службой учредили публичную службу местного сообщества. Половина таких работников заняты в системе публичного образования и здравоохранения.

У государственных служащих есть также еще одно название – государственный агент. Это лицо, которое подчинено нормам публичного права и осуществляет свою деятельность на службе публичного коллектива и назначается актами публичной власти.

Государственных служащих можно разделить на несколько категорий:

  • гражданские служащие гос. администрации, местного сообщества или публичного учреждения;
  • военнослужащие, сотрудники суда и парламента.

Замечание 6

Штатными служащими государства занимаются постоянные должности, и именно по этой причине их правовое положение является стабильным.

По степени важности и сложности работы, которую выполняют гражданские служащие, их можно разделить на:

  • чиновников;
  • стажеров;
  • вспомогательный персонал;
  • временных и договорных агентов.

Гражданин, которого приняли на государственную службу, получает определенный разряд в зависимости от результатов конкурсного экзамена или другой формы проверки профессиональных навыков и знаний.

Регулирование административной деятельности

У администрации есть право на прием нормативных и индивидуальных правовых актов. В случае неисполнения принятого акта, администрацией может добиваться его реализация в индивидуальном порядке или посредством обращения к суду.

Второй способ в большинстве случаев используется администрацией когда ситуации не терпят отлагательств (пожар, стихийное бедствие и др.).

Ущерб, который был причинен на основании незаконного решения, а также законного, но неправильно исполненного, должен быть возмещен.

Замечание 7

Иногда такой ущерб может быть взыскан со служащего, который и причинил данный ущерб.

Организация и деятельность администрации подчиняется 3 правилам:

  • непрерывность;
  • иерархичность;
  • самостоятельность.

В суть первого из них заложено, что функционирование органов и служб администрации должна осуществляться на постоянной основе. Правило иерархичности показывает, что юридическая сила принимаемых актов имеет ступенчатый характер и они могут быть отменены в лице вышестоящего органа.

В качестве самостоятельности субъекта администрации понимается в качестве свободы деятельности в пределах, которые установлены правом.

На основании Закона от 1979 года «Об обосновании административных актов и улучшении отношений между органами управления и общественностью» предусматривается обязанность администрации в мотивации принимаемых ею индивидуальных актов, обращая особое внимание на негативные и неблагоприятные для граждан юридических лиц.

Административная юстиция

Административный суд (трибунал) является самостоятельным органом и вправе не подчиняться органам, которые осуществляют свою деятельность в системе общих судов. Они принимают участие не только в разрешении административных споров, но и являются советниками администрации.

Трибуналами проверяется законность большого количества актов (от муниципальных до президентских). Сферы, которые они рассматривают, могут затрагивать каждую из сфер жизни французского общества (политическая, экономическая, социальная, культурная, нравственная).

Предусматривается также специализация судей по вопросам управления.

К перечню административных судов относятся:

  • низовые (региональные и специализированные);
  • аппеляционные;
  • Государственный совет.

Региональные суды – это общие административные суды. Системой специализированных административных судов включены такие виды:

  • Счетная палата и региональные счетные палаты;
  • дисциплинарные административные суды;
  • суды по вопросам социального обеспечения.

Высший административный суд Франции и главный консультант правительства относительно вопросов управления – Государственный совет. Глава Государственного совета – премьер-министр, заместитель – министр юстиции.

Замечание 8

Фактически во главе данного органа стоит вице-председатель и он насчитывает в своем составе 250 членов.

Контроль суда над администрацией

Во время рассмотрения административных споров основной обязанностью суда является тщательное исследование материалов дела, основательное ознакомление с деятельностью административных учреждений.

Замечание 9

Для реализации данных целей установили специализацию административных судов и их судей. Также может применяться откомандирование судей на работу в другие органы.

Относительно вопросов факта суд в большинстве случаев доверяет администрации, так как ее сотрудники являются настоящими профессионалами. Самостоятельно суд занимается рассмотрением правовых вопросов. Во время того, как происходит проверка административных решений, большое внимание им уделяется правовым вопросам:

  • законность действий администрации;
  • правильность применения правовых норм;
  • отсутствие нарушений установленной процедуры.

Основным недостатком является долгий период рассмотрения дел в административном суде: от нескольких месяцев до нескольких лет.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/pravo-romano-germanskoj-pravovoj-sistemy-frantsii/

Краткий курс. История государства и права зарубежных стран. Никифорова Н.А

Правовая система франции кратко

М.: 2007. — 160 с. 

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с общегосударственным образовательным стандартом по дисциплине “Государство и право зарубежных стран”.

Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по специальности “Юриспруденция”.

Формат: pdf

Размер:  17,7 Мб

Скачать:   yandex.disk  

СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и методы истории государства и права зарубежных стран 7 2. Древний мир. Образование протогосударств 8 3. Государство и право Древнего Египта 10 4. Древние государства Месопотамии 12 5. Государство и право Древней Индии 15 6. Государство и право Древнего Китая 17 7. Зарождение государства и права в античном мире 19 8.

Государство Древней Греции: Афины 21 9. Государство Древней Греции: Спарта 24 10. Развитие афинского права 26 11. Возникновение государства в Древнем Риме 27 12. Становление Римской республики, ее падение и переход к империи 29 13. Расцвет Римской империи 32 14. Римское право: Законы XII таблиц. Деятельность римских юристов 34 15. Публичное и частное римское право.

Правовое регулирование имущественных отношений 36 16. Становление государства франков 39 17. Раннефеодальные правовые системы Средневековья 41 18. Сеньориальная монархия средневековой Франции. Реформы Людовика IX 43 19. Сословно-представительная монархия Франции. Генеральные штаты 45 20. Французский абсолютизм XVI—XVIII вв. 47 21.

Развитие правовой системы Франции в Средневековье …. 48 22. Средневековое государство Германия 50 23. Право средневековой Германии. -Саксонское зерцало-, «Прусское уложение», «Каролина- 52 24. Реформы Генриха II в феодальной Англии 54 25. Великая хартия вольностей 1215 г 56 26. Особенности абсолютизма в Англии XV—XVI вв 5 27. Формирование прецедентного права Англии.

“Свитки тяжб” 59 28. Средневековое государство Византия: от расцвета к гибели 61 29. Византийское право. Свод законов великого Юстиниана, Эклога, Василики 62 30. Становление государственности у арабов. Халифат 64 31. Развитие в Средневековье государств Китай и Япония 65 32. Средневековая Индия 68 33. Направления развития права средневекового Востока 70 34.

Мусульманское право 73 35. Возникновение буржуазного государства в Англии 75 36. Билль о правах 1689 г 76 37. Парламентская монархия в Англии в Новое время 77 38. Британские колонии 79 39. Право Англии в рамках капиталистического развития Нового времени 81 40. Буржуазная революция во Франции 1789—1794 гг 83 41. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Конституция Франции 1791 г 84 42. Государственный строй Франции — от республики к империи Наполеона 86 43. Парижская коммуна 1871 г 88 44. Утверждение Третьей республики во Франции 90 45. Колониальные завоевания Французской империи 91 46. Правовая система Франции Нового времени. Кодификация Наполеона 92 47. Объединение германских государств в Новое время.

Северо-Германский союз 95 48. Конституция Германской империи 1871 г 97 49. Эволюция немецкого права Нового времени. Германский гражданский кодекс 1896 г 99 50. Декларация независимости США 1776 г. Война за независимость в английских колониях 101 51. Основные положения Конституции США 1787 г 102 52. Гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг 104 53.

США на рубеже XIX—XX вв 106 54. Развитие права в борьбе за независимость США 107 55. Становление буржуазного государства Японии 109 56. Государство Китай в Новое время. Укрепление династии Цинов 111 57. Правовая система китайской империи Цин 113 58. Борьба за независимость государств Латинской Америки 114 59. Становление и развитие правовых семей в период Нового времени 116 60.

Тенденции развития Соединенных Штатов Америки в Новейшее время 118 61. Основные черты американского федерализма XX в.: рост бюрократического аппарата и роли правоохранительных органов 120 62. Характеристика правовой системы современных США .. 121 63. Великобритания: история государства в Новейшее время 124 64. Эволюция прецедентного права современной Великобритании 126 65.

Третья французская республика в XX в. и ее падение 129 66. Французская Конституция 1946 г. Четвертая французская республика 131 67. Становление Пятой республики во Франции после Второй мировой войны 133 68. Правовая система Франции XX в 134 69. Италия в Новейшее время 136 70. Конституция 1919 г. и создание Веймарской республики в Германии 139 71. Гитлеровская Германия.

Фашистская диктатура 140 72. Образование Федеративной Республики Германия 142 73. Объединение ФРГ и ГДР 144 74. Развитие германского права Новейшего времени 146 75. Государства Центральной и Восточной Европы в Новейшее время 148 76. Развитие Японии до и после Второй мировой войны 150 77. Падение монархии в Китае. Образование Китайской Народной Республики 152 78.

Развитие правовой системы Китая после образования КНР 154 79. Страны Латинской Америки в Новейшее время 156

80. Кризис колониальной системы и образование новых независимых государств в начале XX в. 158

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu – см. раздел “Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.”

.

Источник: http://alleng.org/d/jur/jur327.htm

Мир науки

Правовая система франции кратко

Сегодня Францию в отличие от России можно в полной мере назвать страной с правовой системой, базирующейся на детерминантах континентально-европейского стиля правового мышления, то есть образа (манеры)

интеллектуальной деятельности в юридической сфере, где доминирует внешний по отношению к социальной среде (как правило, законодательный) способ правообразования, а генезис и институционализация имеют европейский, а не островной характер.

Генерация французской правовой системы представленной выше групповой направленности возникла в ХУІІ веке и пришла на смену детерминантам традиционного (обычно-правового) способа правообразования. В пользу этого утверждения говорят исторические факты, подтверждающие появление именно нормативно-правовых регуляторов общественных отношений, прежде всего ордонансов.

В этом же столетии в Сорбонне впервые в истории страны открывается кафедра французского права (1679 г.). Окончательное укоренение на французской социальной почве кон-тинентально-европейского стиля правового мышления произошло в конце ХУІІ столетия, когда правовой сепаратизм кутюмов ушел в небытие, уступив место доктрине единства правовой системы Франции.

Такому во многом судьбоносному повороту в своей истории Франция обязана, безусловно, политическим событиям 1789 г. Отныне только закон был вправе ограничивать свободу индивида, он же гарантировал равенство граждан в реализации их личных и имущественных прав.

Как отмечают французские авторы, вслед за созданием первых кодификационных актов французская юриспруденция впала в настоящую «мистическую зависимость от закона»1. В последующие периоды развития собственной правовой системы Франция в целом не отступала от избранного ранее пути. Вектор ее развития вплоть до современного этапа онтологизации можно назвать эволюционным.

Ей не были свойственны те скачкообразные революционные преобразования национального правопорядка, которые потрясали отечественную правовую систему.

Однако означает ли тот факт, что, если во Франции укоренился преимущественно внешний по отношению к социуму способ правообра-зования, то французская правовая система испытывала на себе влияние исключительно юридического позитивизма? Положительный ответ на этот вопрос будет достаточно простым, но не совсем правильным и точным. Анализ французской правовой доктрины ХІ-ХХІ ст. позволяет говорить сразу о нескольких диалектически единых направлениях в социальной науке, ставших идеологическим базисом для одноименной правовой системы.

Какова же природа указанных социальных доктрин и в чем проявляется функциональная направленность их преломления? Исторически первой крупной социальной доктриной, оказавшей первостепенное детерминирующее воздействие на формирование континентально-европейского стиля правового мышления во Франции, стала социальная платформа эпохи Просвещения, и прежде всего доктрина «рационалистического естественного права», рассматривающая содержание права с позиции существования естественного права как выражения разумной природы человека. Ярким выразителем идей этого этического направления стал Ш.-Л. Монтескье.

Помимо доктрины «рационалистического естественного права», эпоха Просвещения дала континентально-европейскому стилю правового мышления и другие немаловажные генетические основы.

Именно в этот период убедительно проявил себя «юридический мистицизм», то есть социальная доктрина, воспринимающая правовой феномен (в субъективном и объективном значении этого слова) как некую догму, не имеющую под собой рациональных обоснований. Когда Ж.-Ж.

Руссо в «Общественном договоре» пишет, что «l homme est né libre», то есть «человек рожден свободным», мы имеем дело с декларацией как раз такого догматического порядка. В данном случае на общем фундаменте юснатурализма французская правовая система получила догму чисто юридического порядка.

Именно эта догма, декларирующая неотчуждаемость ряда субъективных прав личности (права на жизнь, на достоинство личности, на свободу и etc.) стала для вершителей Великой французской революции надежной идеологической платформой и руководством к действию.

Благодаря ее реализации Франция смогла стать пионером в европейском территориальном пространстве в деле юридического провозглашения и закрепления основ правового статуса «человека свободного». Мы имеем здесь в виду, конечно же, принятие Национальным Учредительным собранием в августе 1789 г. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen.

Революционные события 1789 г. оказали решающее влияние не только на развитие французской политической, но и правовой системы. Революционные набаты, по сути, были похоронными маршами традиционному феодальному праву Франции.

При этом если первое десятилетие после Великой французской революции прошло под эгидой естественно-правового этического учения (в самых различных его проявлениях), то начало ХІХ в. ознаменовало появление совершенно нового для французской правовой системы идеологического базиса — «юридического фетишизма».

Отчасти это этическое направление можно назвать одним из многочисленных вариантов внешней объективации «юридического мистицизма». Но в отличие от аналогичного направления в естественно-правовой школе права (речь о котором шла выше) «юридический фетишизм» начала ХІХ в. во Франции имел совершенно иные генетические корни.

Ослепленные политическими событиями конца ХІІ в., французские законотворцы искренне уверовали в то, что смогут создать неоспоримые юридические предписания, а создав некий комплекс правовых норм, возвели их в разряд догмы и фетиша.

Фетишем в данном случае выступили знаменитые «les cinq codes» (пять кодексов): Code Civile 1804 г., Code de procedure Civile 1806 г., Code de Commerce 1807 г., Code d instruction Criminelle 1808 г., Code Penal 1810 г.

Прямым следствием иституционализации на французской идеологической правовой карте такого этического течения, как «юридический фетишизм», стало появление «экзегетической школы толкования»1 («L École de l exégèse»).

Оценивая представленную выше идеологическую платформу «юридического фетишизма», следует отметить, что ее детерминанты получили дальнейшее развитие во французской правовой системе (вплоть до настоящего времени), эволюционируя в юридический догматизм менее строгого порядка.

Однако принципиальная недооценка потенциала диалектического развития правового феномена, его определение как заданного явления вне влияния временных факторов, способного решить все проблемы регламентации общественных отношений настоящего и будущего, изначально поставили под угрозу беспощадной (и вполне оправданной!) критики весь комплекс теоретических конструкций «юридического фетишизма». Именно этот априорный изъян сугубо догматического порядка стал основной причиной появления на идеологической сцене французской правовой системы нового подхода к существу правового феномена. Этим подходом стало социологическое учение о праве2. Его апологетами стали Ф. Жени, Р. Салейль, Э. Ламбер. Эпохальным событием следует считать выход в свет работы Ф. Жени, посвященной проблемам юридической интерпретации, «Méthode d interprétation et source en droit privé positif», в которой не только было представлено социологическое виденье существа правового пространства, что делалось и ранее, но предлагался принципиально новый метод толкования юридических предписаний — «méthode de la libre recherce scintifique» («свободного научного поиска»).

Что же касается современного периода развития континентально-европейского стиля правового мышления во Франции3, то он, на наш взгляд, проходит под эгидой «неотечений» этического порядка. Мы имеем в виду здесь прежде всего неореалистические правовые конструкции и идеологические базисы юридического неофетишизма.

Своеобразие неореализма Франции заключается в том, что, с одной стороны, это течение, впитав в себя конструктивные основы нормативизма Ганса Кельзена, упрочило позиции системообразующей линии континентально-европейского стиля правового мышления, а с другой — явило юридическому миру достаточно своеобразную теорию толкования «Théorie réaliste de l interprétation»4 (TRI). Отправной точкой этой теории следует считать тезис о том, что тексты закона носят неопределенный характер («principe de l indetermination textuelle»), а нормы права — нет («principe de determination normative»)5. Таким образом, в эпоху современного неореализма французская правовая система столкнулась с опасностью, о которой предупреждал Ф. Жени еще в конце ХІХ в., когда критиковал представителей «L École de l exégèse» за открытие дороги к субъективизму судей под маской поиска и утверждения мистической воли законодателя.

Что касается оценки «юридического неофетишизма», институционализировавшегося во Франции с середины ХХ в., то он, на наш взгляд, приобрел прежде всего международно-правовой генезис.

Если ранее, в эпоху создания «les cinq codes» национальное право становилось той панацеей, с которой французские юристы связывали решение всех проблем юридической зоны действия, то начиная с середины ХХ в.

таким фетишем стало выступать международное гуманитарное право.

Подводя итоги, отметим следующее. Со времени первых шагов французской правовой системы по пути институционализации континентально-европейского стиля правового мышления (ХУІІ в.

) эта общественная подсистема испытала на себе влияние таких крупных идеологических детерминант: доктрина «рационалистического естественного права»; «юридический догматизм»; «юридический мистицизм»; социологическое учение о праве; «юридический неофетишизм» наднационального характера действия.

Источник: http://worldofscience.ru/pravovedenie/5379-pravovaya-sistema-frantsii.html

Судебная система Франции

Правовая система франции кратко

Оглавление

стр. Введение 3 1. Формирование судебной системы во Франции 4 2. Сравнение судебных систем Франции и России 12 Заключение 19 Список используемой литературы 20

Введение

Актуальность темы.

Франция и Россия относятся к одной континентальной правовой системе, имеют писаные конституции, законодательство, разрабатываемое представительными органами власти на основе этих конституций, похожее уголовное судопроизводство, относящееся к смешанной системе уголовного процесса, сталкиваются с похожими проблемами в виде сепаратизма и терроризма.

В работе рассматривается формирования судебной системы во Франции.

Это представляет определенный интерес, как в историческом плане, так и с практической точки зрения, поскольку позволяет увидеть на большом временном промежутке развитие судебной системы в правовой системе и позволяет прогнозировать дальнейшее развитие судебной системы; способствует выявлению тех противоречий, которые неизбежно появляются в результате эклектичности концепции судебной реформы. На протяжении длительного времени в подавляющем большинстве европейских стран осуществлялось оформление института решения социальных споров в организационно-правовой механизм, который продолжает успешно функционировать и в наше время, – судебную систему. Целью данной работы является раскрытие вопроса судебной системы Франции. Задачи: – рассмотреть формирование судебной системы во Франции; – сравнить судебные системы Франции и России. Структура. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы. 1*. Формирование судебной системы во Франции*

Заключение

Исторический анализ формирования судебной систем Франции свидетельствует об отсутствии единой модели судоустройства для государства. Попытки внедрения такой модели существовали всегда. За образец брался судоустройстве страны имела преимущественное военное, политическое и экономическое положение в регионе в тот или иной период времени.

Но в чистом виде, без изменений, такая модель никогда не переносилась в другое государство. Всегда учитывались исторические и правовые традиции страны- реципиента, которые хотя и незначительно, но меняли заимствованную судебную модель. С изменением же политической картины в регионе изменения в структуру судебной системы вносились еще более решительно.

Поэтому в данный момент крайне сложно выделить типы судебных систем. Время, несмотря на значительные исторические особенности формирования национальных судебной системы Франции, можно выделить её общие характерные черты. В первую очередь – это иерархический принцип построения судебной системы.

Споры по первой инстанции подсудны судам, расположенным по всей территории страны. Над ними значительно меньшее число апелляционных судов и венчает судоустройство Верховный суд страны. Это общая схема, имеющая свои особенности практически в каждой стране.

Кроме того, структура судебной системы и эффективности судебной защиты напрямую зависят не только от формы правления и государственного устройства, но и от уровня развития и благосостояния государства. Сильное государство стремилась к централизации судоустройства, создания единого высшего судебного органа и обеспечения присутствия судебных органов во всех регионах.

В странах экономически слабых, как и в странах с федеративным устройством, центральная власть на местах не имела достаточно сильного влияния, что отражалось и на судоустройстве. Это может проявляться в существовании замкнутых судебных систем в субъектах федерации.

Список литературы

1. Allard J., Garapon A. Les juges dans la mondialisation. La nouvelle rйvolution du droit. – P., Le Seul, La Rйpublique des Idйes, 2009. – 260 с. 2. Cornu G. L'art du droit. – P., 2010. – 306 с. 3. David R. Le droit francais // Les systиmes de droit contemporains. – T. 1. – 2009. – 190 с. 4. Бартелеми Ж.

Судебная система Франции / пер. с фр. Р. Ралова. – М., 2014. – 340 с. 5. Боботов С.В. Правосудие во Франции. – М, 2011. – 276 с. 6. Дарьялова А.Ю. Источники и права и суд. – М., 2011. – 350 с. 7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2013. – 256 с. 8. Иванов Д. Судебные канцелярии во Франции, Германии и Италии.

// Журнал министерства юстиции. – № 10. – 2009. – с. 5-6. 9. Колосов М.Н. Франция: государственная система / пер. с. фр. – М. : Юрид. лит., 2012. – 174 с. 10. Леже Раймон. Великие правовые системы современности: сравнительно- правовой подход/ пер. с. фр. A.B. Грядов. – М: Волтерс Клувер, 2009. – 396 с. 11.

Норбер Р. Историческое введение в право: учебное пособие. – М: NOTА BENE, 2005. – 556 с. 12. Правовые системы стран мира / под ред. А.Я. Сухарева. – М, 2011. – 188 с. 13. Таленков В.И. Общая теория права. – М., 2014. – 312 с. 14. Шилова А.П. Сравнительное правоведение: учебник для вузов. – М.: Транслит, 2013.

– 180 с.

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/102837

Правовая система Франции

Правовая система франции кратко

Общая характеристикаСовременная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права – 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный – полностью и Гражданский процессуальный – частично.В эпоху “старого режима”, предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний “общих обычаев”, действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были “Обычаи Парижа”). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д'Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в “Обычаях Парижа”.Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы – акты Парламента – регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью – Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы – акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от “классических” они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Франция. Особенности социально-экономического развития…

Огораживание в отличие от Англии во Франции не приняло больших масштабов. Отставала Франция и в развитии промышленности.

Первый автомобиль Франции. Панар Левассор, Рено.

Пока в Германии завод Бенца переживал кризис, а Даймлер совершенствовал свои модели, Франция приняла эстафету технической инициативы.

Франция. Абсолютизм во Франции

Абсолютизм во Франции. Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основ-ном завершилась централизация государства.

Франция. Французкая живопись. Художники Франции

Коллекция русских икон 15-20 веков. ФРАНЦИЯ France.
Франции и Италии, но по своей сути. совершенно чуждый французской тра

Париж, столица Франции, расположен на реке Сена при впадении…

В течение многих столетий этот собор служил усыпальницей королей и королев Франции.
Институт Франции в составе 5 академий.

Политические задачи. Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс…

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах…

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Людовик XVL Реформы Тюрго.

Тем временем началась война в Североамериканских Штатах; Франция приняла участие в этой войне против Англии; потребовались новые издержки.

Административно-государственное управление в странах Запада…

Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Раздел: Экономика.

Франция. Генрих IV. Кардинал Ришелье. Кольбертизм

Такую политику продолжил кардинал Ришелье (1585-1642), с 1624 г. бывший главой коро-левского совета и фактическим правителем Франции.

Франция. Город Шартр. Русские художники 20 века

Разделы: Картины русских художников. Рефераты. Картина Стожарова: Франция. Город Шартр.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/3-1-31-3-pravovye-sistemy/19.htm

Правовая система Франции и ее особенности

Правовая система франции кратко

Французское право, с одной стороны, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:

1)романскую, куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и

2)германскую, включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран – Франции и Германии.

Французское право. Франция прошла длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи, о которых подробно говорилось выше.

Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития (его начало можно датировать серединой XX в.

) страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые из них охватывают комплекс мер, относящихся к двум или нескольким отраслям права, но регулирующих отношения в конкретной области промышленности, хозяйства или культуры.

Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающих эти кодексы от наполеоновских кодификаций.

Во-первых, эти кодексы не преследуют цели «переосмыслить» совокупность норм той или иной отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Уже эта новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании.

Во-вторых, по престижу закона нанесла удар Конституция 1958 г., перевернувшая «классическое» распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента, и тем самым ограничила сферу его законодательной деятельности.

И наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, соответственно возросли удельный вес и значение ее актов в системе источников права.

В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Важна роль ордонансов, на их примере особенно отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарных актов.

Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Роль общих принципов особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы.

Это наиболее наглядно прослеживается в области административного права.

Административные суды и Государственный совет в силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто ссылаются на общие принципы права.

Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты. К вторичным (дополнительным) источникам права относят в первую очередь судебную практику.

Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще шире открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм.

Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений – а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей – судебная практика превратилась сегодня в источник французского права (хотя и дополнительный, по мнению французских авторов), «источник в рамках закона».

Судья, хотя он и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решения, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

Источник: https://studopedia.org/1-19265.html

Наше право
Добавить комментарий