Потеря товарного вида при дтп

Страховщик должен возместить утрату товарной стоимости автомобиля

Потеря товарного вида при дтп

Утрата товарной стоимости – это такой же реальный ущерб, как разбитый бампер или фара. А поэтому виновник аварии или страховая компания обязаны компенсировать пострадавшему эту утрату. Однако, по непонятной причине, даже суды об этом забывают. Приходится с такими делами разбираться Верховному суду.

Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.

Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.

Пострадавшим в ДТП на такси предложили платить два млн рублей

Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей.

А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза.

В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.

Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта.

При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет.

Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость.

Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП.

То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, поскольку снижает потребительскую стоимость

В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.

Также ВС напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, расходы включаются в реальный ущерб, даже если стоимость имущества после такого ремонта увеличилась.

Страховщики попросили усложнить покупку электронных полисов ОСАГО

Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба.

Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется.

Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.

Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.

То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.

Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.

Источник: https://rg.ru/2018/04/10/strahovshchik-dolzhen-vozmestit-utratu-tovarnoj-stoimosti-avtomobilia.html

ВС: За утрату машиной товарной стоимости можно получить компенсацию

Потеря товарного вида при дтп

Новая практика: суды стали все чаще взыскивать в пользу автовладельцев компенсации за утрату машиной товарной стоимости после аварии. Когда человек помял свою машину не по своей вине, страховщики и виновник аварии должны возместить все убытки. А если не получается сделать машину как новенькую, то положено еще и доплатить за утрату товарной стоимости.

Свежий пример: недавно некий житель Калининграда взыскал более 800 тысяч рублей со страховой компании за разбитую, как говорится, в хлам машину. В том числе было взыскано более 35 тысяч рублей в счет компенсации утраты автомобилем товарной стоимости.

У человека был полис КАСКО, поэтому и набежала такая сумма компенсации. Ведь страховка для того и нужна, чтобы от беды оставалась только память, а не расходы.

“Большинство автолюбителей, попадая в ДТП, привыкли, обращаясь в страховую компанию по ОСАГО, акцентировать свое внимание на компенсации расходов непосредственно на ремонт автомобиля, и мало кто поднимает вопрос об утрате товарной стоимости”, – говорит автоэксперт Сергей Черкасов.

Поэтому некоторые автовладельцы по незнанию остаются без надбавки. Между тем у тех, кто вовремя озаботится проблемой цены и качества своей машины после аварии, есть хорошие шансы взыскать и компенсацию за будущие скидки.

Минфин и ЦБ рассказали, какие аспекты реформы ОСАГО являются ключевыми

“Алгоритм действий для получения выплаты утраты товарной стоимости следующий: для расчета размеров УТС лицу, чье имущество пострадало, необходимо обратиться в независимую экспертную организацию, эксперты-техники которой включены в реестр Министерства юстиции России, – говорит Сергей Черкасов. – Экспертное заключение, составленное специалистами, нужно будет направить в страховую компанию, где открыто страховое дело. Срок рассмотрения составит 10 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления претензии”.

Если страховая компания откажет, тогда прямая дорога в суд. В этом случае неправым страховщикам придется еще и заплатить штраф за то, что их пришлось через суд заставлять делать свою работу.

Штраф – пятьдесят процентов от взысканной суммы – также пойдет в карман автовладельца. Кстати, в случае с калининградским автолюбителем суд, как сообщается, взыскал и штраф.

Так что компенсация товарной стоимости увеличила штраф и в целом взысканную в пользу человека сумму на 17,5 тысячи рублей (половину от 35 тысяч).

Напомним, пленум Верховного суда России еще в прошлом году разъяснил, что утрата товарной стоимости является реальным ущербом. Поэтому ее положено взыскивать. В последнее время число дел, по которым назначаются такие компенсации, резко выросло.

Как сказано в постановлении пленума Верховного суда, утрата товарной стоимости “представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта”.

Суд взыскал со страховой компании 35 тысяч рублей за то, что машина потеряла в цене

https://www.youtube.com/watch?v=dVIyJMZYk6Q

Говоря проще, это та величина, на которую автомобиль подешевеет вследствие наличия у него кузовного ремонта.

Когда владелец вознамерится продать свой автомобиль, потенциальный покупатель, выбирая между отремонтированной и не попадавшей ранее в ДТП машиной, может выбрать ту, что подвергалась ремонту, только при условии ощутимой скидки. Вот расчетный размер этой скидки на дату ДТП и есть “утрата товарной стоимости”.

Причем, согласно разъяснениям Верховного суда, утрату товарной стоимости положено компенсировать даже в том случае, если автовладелец отдал машину страховщикам для ремонта. Ведь автомобиль в любом случае уже не будет таким, как прежде. И столько, сколько раньше, за него уже не дадут.

Но, как поясняет Сергей Черкасов, при обращении в суд с целью взыскания ущерба предварительно нужно обратиться в экспертную организацию для расчета не только стоимости восстановительного ремонта, но и размеров утраты товарной стоимости.

Это позволит четко сформулировать размер нанесенного ущерба.

По его словам, согласно методике, утвержденной Минюстом России, утрата товарной стоимости не рассчитывается, например, при полной или частичной окраске ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов.

Если же потребовался кузовной ремонт, в том числе пластиковых деталей, капота, дверей, крышки багажника, то положена компенсация за потерю в цене.

Источник: https://rg.ru/2016/10/04/vs-za-utratu-mashinoj-tovarnoj-stoimosti-mozhno-poluchit-kompensaciiu.html

Статьи

Потеря товарного вида при дтп

Весь комплекс ущерба можно разделить на составные части, для того чтобы понимать как их оценить. Итак:

1. Расходы на восстановление транспортного средства
Для определения размера ущерба следует обратиться к услугам независимого оценщика.

Оценщик выдаст заключение о стоимости восстановительного ремонта по среднерыночным ценам.

Такое заключение как документ необходим будет для получения выплаты по обязательной страховке виновника либо для предъявления иска в гражданский суд, если виновник не застраховал свою ответственность.

Для того, чтобы экспертиза была проведена по всем правилам, необходимо:

  1. официально уведомить виновника и его страховую компанию о дате, месте и времени проведения оценки, отправив телеграмму с уведомлением, либо написав письменное уведомление и получив входящий номер в страховой компании. Виновнику же придется отправлять телеграмму.
  2. уведомление должно быть отправлено не менее чем за 3 дня до даты проведения оценки, чтобы обеспечить лучшую явку ответственной стороны, т.к. по законодательству вторая сторона имеет право давать пояснения, задавать вопросы эксперту и участвовать в оценке.

О том, как проводится оценка и от чего она зависит, вы можете узнать здесь (ссылка на блок «Оценка машины после ДТП»)

Если Ваш автомобиль уже восстановлен, независимый эксперт не сможет сделать оценку, даже если у Вас остались фотографии разбитой машины.

В таком случае остается последний вариант – подать в суд исковое заявление о возмещении причиненного ущерба, основывая свои требования на стоимости деталей, приобретенных Вами самостоятельно, согласно чекам и квитанциям, а также акте выполненных работ с Вашего СТО и чекам за услуги мастера по ремонту автомобиля. Такой вариант не гарантирует 100 % исход дела в Вашу пользу по следующим причинам:

  1. Нет независимого заключения эксперта о необходимости замены тех деталей, которые фактически были заменены Вами (возможно, их можно было отремонтировать, тогда сумма иска была бы ниже);
  2. Не учитан амортизационный износ транспортного средства (если замененные детали являются новыми, не с разбора, при условии амортизации самой машины).

Наличие причиненного вреда при этом не оспаривается, оспариваться будет лишь конкретная сумма и ее обоснованность, которую нужно подтвердить Вам, т.к. согласно ст. 65 ГПК РК:

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

2. Потеря товарного вида транспортного средства
Данный вид ущерба выражается в преждевременном ухудшении товарного вида транспортного средства, снижении его стоимости в результате его аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий.

Утрата товарной стоимости заключается в снижении прочности и долговечности деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, использовании при ремонте бывших в употреблении запасных частей с других автомобилей.

Потеря товарного вида транспортного средства означает, что стоимость этого автомобиля на рынке уменьшилась, чем была до ДТП и в случае продажи (независимо от намерения продавать авто или нет, потерпевший в любом случае имеет право это сделать рано или поздно) он выручит от сделки меньше, чем мог бы, если 2-ой участник ДТП не повредил имущество в результате ДТП.

Согласно существующей Методике, упомянутой выше, потеря товарного вида учитывается для машин менее 5 лет эксплуатации. Согласно п.5.3 этой же Методики стоимость потери товарного вида не определяется в случаях, если:

  1. на день осмотра величина расчетного амортизационного износа автомобиля составляет более 40%, 
  2. транспортное средство ранее перекрашивалось (для автомобиля, автобуса, прицепа-дачи – полная окраска снаружи и внутри салона),
  3. поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозийные разрушения.

Потеря товарного вида также подлежит оценке независимым оценщиком и не оплачивается страховой компанией.

3. Утрата заработка
Часто бывает так, что работа потерпевшего напрямую связана с машиной (водитель, курьер, торговый представитель и т.п.

) и трудовой договор (либо договор оказания услуг) содержит условие об обязательном наличии транспорта для осуществления своей деятельности.

Однако после ДТП, как правило, выполнение трудовых обязанностей или обязанностей по иному договору становится для потерпевшего невозможным, вследствие чего он несет убытки в виде утраты причитающегося ему вознаграждения. Право на возмещение ущерба в таком случае указано в п. 4 ст. 9 ГК РК:

Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Страховыми компаниями данный вид ущерба не возмещается согласно п. 2 ст. 10 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»:

Договором обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств предусматривается осуществление страховой выплаты по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, за исключением возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, включая утрату товарной стоимости имущества, а также возмещения неустойки в связи с нарушением потерпевшим сроков поставки товаров или производства работ (оказания услуг), иных его обязательств по контрактам (договорам).

Таким образом следует вывод, что данный вид ущерба может быть предъявлен в судебном порядке. Для обоснования утраченного дохода Вам необходимо будет предоставить суду следующие доказательства:

  1. Трудовой договор (либо договор оказания услуг) – в качестве доказательства о наличии обязательств по осуществлению трудовой деятельности (обязанности по иному договору), только при наличии транспортного средства.
  2. Выписку из налогового управления об уплате подоходного налога (в случае осуществления трудовой деятельности) – в качестве доказательств об утрате (снижении) дохода во время неосуществления трудовой деятельности.

4. Ущерб, причиненный здоровью
Если в результате ДТП потерпевшему был причинен вред здоровью, то согласно ст. 937 ГК РК возмещению подлежит:

  1. утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. При этом пособие по инвалидности, назначенное потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, другие виды пособий, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, а также пенсионные выплаты в счет возмещения не засчитываются. В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок, получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
  2. расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и др.).

При требовании возмещения данного вида ущерба следует учитывать существующие правила возмещения согласно ст. 938 ГК РК:

  1. Размер подлежащего возмещению утраченного заработка (дохода) определяется в процентах к среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до наступления утраты трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии ее – общей трудоспособности. 
  2. В состав утраченного заработка (дохода) включаются все виды оплаты труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые индивидуальным подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера (компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и т.п.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налогового органа. 
    Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.
  3. Среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья либо наступлению утраты трудоспособности, на двенадцать. В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.

Например, если потерпевший до ДТП проработал 3 месяца с разными суммами дохода:

МесяцСумма дохода (в тенге)
Июнь 2013 года123 500
Июль 2013 года85 300
Август 2013 года100 475

То расчеты среднемесячного заработка выглядит следующим образом:
(123 500+85 300+100 475)/3= 103 092 тенге.

Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчетов при невозможности их замены. В соответствие со ст. 938 ГК РК:

  1. Если потерпевший на момент ДТП не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее десятикратного МРП
  2. Если в заработке (доходе) потерпевшего до ДТП произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (например, повышена заработная плата, переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного заведения и в других случаях, когда будет доказана устойчивость изменения или возможность изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

При этом, если в результате ДТП был причинен вред здоровью несовершеннолетнему лицу, то возмещение вреда здоровью происходит по следующим правилам, предусмотренным ст. 939 ГКК:

  1. Если ребенок не достиг четырнадцати лет и не имел заработка, то возмещаются расходы на лечение
  2. Если вред причинен ребенку от четырнадцати до восемнадцати лет, то кроме расходов на лечение возмещается также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из десятикратного МРП
  3. Если же к моменту повреждения здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещается, исходя из размера этого заработка, но не ниже десятикратного МРП.

5. Ущерб, связанный с гибелью потерпевшего

Основанием для возмещения данного вида потерпевшего является факт того, что они получали или имели право получать на свое содержание при жизни погибшего (ст. 941 ГК РК):

Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью гражданина, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, исчисленного по правилам статьи 938 ГК РК , которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.

При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего, наряду с заработком, включаются получавшиеся им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие аналогичные выплаты.  1.

При определении размера возмещения вреда пособия, назначенные лицам по случаю потери кормильца, другие виды пособий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок, стипендия, пенсионные выплаты не учитываются. 

2.

Установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда по случаю потери кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев рождения ребенка после смерти кормильца; назначения (прекращения) выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.

При этом не каждое лицо имеет право обратиться в суд за возмещением данного вида ущерба. Лица, имеющие на это право прямо предусмотрены ст. 940 ГК РК. Это:

  1. нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания
  2. ребенок умершего, родившийся после его смерти
  3. один из родителей, супруг либо другой член семьи, независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но, по заключению медицинских органов, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. При этом право на возмещение вреда сохраняется после окончания ухода, если само лицо стало нетрудоспособным в период ухода
  4. лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти

При этом вред возмещается до определенного срока, а именно:

  1. несовершеннолетним – до достижения восемнадцати лет; 
  2. учащимся в возрасте восемнадцати лет и старше – до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет; 
  3. женщинам старше пятидесяти восьми лет и мужчинам старше шестидесяти трех лет пожизненно; 
  4. инвалидам – на срок инвалидности; 
  5. одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

Источник: https://avtoadvokat.kz/articles/kakie-vidy-ushcherba-byvayut-na-chto-mozhet-rasschityvat-poterpevshiy-posle-dtp

Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО?

Потеря товарного вида при дтп

Утрата товарной стоимости автомобиля по страховому полису — это условная величина снижения рыночной стоимости транспортного средства, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного автомобиля.

Если говорить просто — это разница между стоимостью машины, которая была в дорожной аварии и аналогичной машины, что в аварии не попадала.

Вопросы, что касаются выплат страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году провоцируют довольно много споров.

Это объясняется тем, что значительно увеличилось количество требований от потерпевших к страховым компаниям, обращаясь за возмещением ущерба в результате УТС.

УТС установлена законодательно и водителям стоит обязательно ознакомится с этой темой. Так как они имеют возможность самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Основные моменты

Потеря товарного вида по ОСАГО — это ущерб, который наносится в результате ДТП. При этом стоимость автомобиля уменьшается в связи с ухудшением внешнего вида машины и долговечности отдельных его деталей.

В соответствии с Постановлением Верховного суда от 2015 года, все страховщики обязаны возмещать утраченную стоимость авто. Основой для определения УТС по ОСАГО является рыночная стоимость транспортного средства.

Из этого следует, что чем дороже стоимость машины, тем выгоднее отстаивать право на компенсацию.

В утраченную стоимость входит следующее:

  • потеря внешнего вида, нарушение лакокрасочного покрытия;
  • дополнительно учитывается снижение эксплуатационных характеристик;
  • ухудшение прочности технических узлов ТС из-за ремонта.

Для того, чтобы страховая компания компенсировала УТС транспортного средства по ОСАГО в 2019 году, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Если авто иностранного производства, год его выпуска не должен превышать пяти лет. Для отечественного производства и стран СНГ — не больше трех лет.
  2. Виновником дорожной аварии не является водитель данного авто.
  3. Размер компенсации не должен превышать 400 тысяч рублей.
  4. Детали, которые рассматриваются в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны быть повреждены в результате предыдущих аварий. Так как утрата товарной стоимости авто по страховому полису предусмотрена только для новых деталей.

Все выплаты по УТС осуществляются на основании решения суда.

Как получить УТС по ОСАГО

Любые повреждения, которые приводят к утрате товарной стоимости, после ее восстановления, имеют определенный коэффициент. На его значение оказывают влияние категории ремонтных работ и детали, что ремонтируются.

В некоторых случаях, после серьезного ДТП размер УТС может составлять более 10 % от общей стоимости транспортного средства.

Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2019 году регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года.

В соответствии с данным документом, страховщики обязаны покрывать ущерб подобного рода.

Но несмотря на то, УТС подлежит возмещению по ОСАГО, практика показывает, что почти ни дона страховая компания не платит УТС добровольно. В большинстве случаев УТС компенсируется после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления.

По данным статистики, если досудебная претензия составлена правильно и грамотно, то 99% случаев страховщики выплачивают УТС в досудебном порядке.

Таким образом, страхователь имеет право на возмещение УТС и покрытие убытков от ремонта поврежденной машины.

Для того, чтобы получить УТС по ОСАГО, если страховщик отказывается от выплат, необходимо следовать такой инструкции:

  1. Произвести расчет УТС и получить «Акт расчета стоимости утери товарного вида ТС». Экспертизу УТС можно провести в любой независимой организации, которая занимается определением стоимости восстановительного ремонта. Для этого экспертам нужно предоставить заверенную копию калькуляции проведенных ремонтных работ и акт осмотра поврежденного авто, если страховщик проводил данные действия.
  2. После этого следует написать заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО и приложить к нему имеющийся акт.
  3. Если страховщик все равно отказывает в выплате, нужно обращаться с исковым заявлением в суд. Оно составляется на страховую компанию виновника. В случае, когда она стала банкротом, или сумма страхового возмещения превышает лимит выплаты по ОСАГО за имущество, исковое заявление оформляется непосредственно на лицо, виновное в ДТП.

Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО

Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО должно составляться в обязательном порядке. Оно подается на регистрацию в канцелярию страховой организации в двух экземплярах.

Первый, заверенный экземпляр, идет на рассмотрение руководства, а второй отдается заявителю.

Как правило, составляется исковое заявление, потому, что порядок возмещения УТС еще не разработан до конца. Таким образом, не все страховщики сразу бросятся удовлетворять данные просьбы.

Для решения проблемы важно знать, как заполнить заявление правильно.

Документ должен состоять из таких пунктов:

  1. Наименование судебной инстанции.
  2. Данные страховой организации, как ответчика.
  3. Данные клиента страховой организации, как истца.
  4. Данные виновника ДТП — третьего лица.
  5. Цена иска и размер государственного сбора.
  6. Описание ДТП и характер повреждений машины.
  7. Указать, что истец является клиентом страховщика, это подтверждается действующим полисом ОСАГО.
  8. Пропись факта обращения к страховщику за выплатами.
  9. Указываются статьи закона, которые подтверждают право страхователя получить выплаты от страховщика по УТС.
  10. Отчетные документы независимой экспертизы, где указана сумма УТС.
  11. Цена иска — это невыплаченная сумма УТС.
  12. После этого описывается сама просьба, ее излагать лучше по пунктам: сумма УТС, размер судебных издержек, госпошлина, что оплачивалась истцом.
  13. Затем перечисляются все документы, которые прилагаются к заявлению.
  14. В конце заявления обязательно ставится дата составления и подпись истца.

К документам, которые подаются вместе с заявлением, относятся следующие:

  1. Удостоверение личности и его копия.
  2. Водительское удостоверение.
  3. Полис ОСАГО или договор.
  4. Копия заявления и претензии, которые истец подал раньше при досудебном урегулировании.
  5. Платежный документ, что подтверждает оплату государственного сбора.
  6. Паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, талон техосмотра или диагностическая карта.
  7. Документы из ГИБДД — копия справки о дорожной аварии, постановление или отказ от возбуждения дела при обозначении административной ответственности, протокол.
  8. Копия извещения о ДТП.
  9. Копия акта о наступлении страхового случая.
  10. Документы независимой экспертизы о реальной стоимости ремонта авто.
  11. Акт осмотра экспертным оценщиком.
  12. Отчет о размере УТС от независимого эксперта.
  13. Договор, что был заключен между экспертным оценщиком и истцом.
  14. Копии иска по количеству участников в деле, которые упоминаются в исковом заявлении.

Основные методики расчета УТС автомобиля

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля можно осуществлять по разным методикам.

Но есть основные, которые чаще всего используются экспертами:

  1. Методика Министерства юстиции России.
  2. Методика руководящего документа.
  3. Методика Хальбгевакса.

Но важно понимать, что при использовании любого метода, в проведении расчета нет смысла, если уровень износа авто превышает 40%, а возраст более 5 лет.

Это объясняется тем, что стоимость УТС зависит от стоимости машины на тот момент, когда произошла авария.

Метод руководящего документа

Метод руководящего документа считается наиболее сложным порядком расчета. Выполнить его правильно могут только люди с отличными математическими способностями. Неточный расчет официальными структурами принят не будет.

Данный метод выполняется с применением такой формулы: Х общ.=Х кар.+Х эл.+Х окр.+Х куз.,

где:

  • Х общ. — общая потеря товарной стоимости;
  • Х кар. — стоимость ремонта каркаса кузова;
  • Х эл. — стоимость ремонта съемных фрагментов кузова;
  • Х окр. — стоимость полного или частичного окрашивания кузова;
  • Х куз. — стоимость работ по смене кузова или ремонта тех частей, которые нарушают геометрию кузова.

Каждая составляющая формулы просчитывается отдельно. Х эл. можно определить по формуле:

m

Х эл. = К2×∑К1×Цi

1

Где:

  • К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
  • Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
  • К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;
  • m — количество деталей, которые подлежат ремонту.

Метод Хальбгевакса

Методика Хальбгевакса является наиболее простой в применении. В России используется не так часто, как в Европе. Под сомнение ставится его состоятельность.

При расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ без определения вида ремонта, что привел к большой УТС.

Для расчета по данному методу применяется такая формула: УТС=(К÷100)×(ЦР+СО),

где:

  • К — коэффициент максимальной утраты УТС, применяется с использованием таблицы Хальбгевакса;
  • ЦР — рыночная стоимость авто с учетом его износа;
  • СО — общая стоимость ремонта.

Для определения коэффициента максимальной утраты УТС из таблицы, нужно рассчитать еще два показателя:

  • коэффициент относительной стоимости ремонта — А;
  • коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей — В.

А=(СО÷ЦР)×100%;

В=(СР÷СМ)×100%,

где:

  • СР — стоимость работ;
  • СМ — стоимость материалов и запчастей.

Судебная практика

Большинство исков в судебной практике удовлетворяется в пользу требования страховщику оплатить УТС. Но случается и отрицательные результаты.

Это может быть связано с неверно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и по другим причинам, которые суд сочтет неправомочными со стороны заявителя.

В таких случаях дела выигрывают страховые компании, а не их клиенты. Поэтому нет уверенности в том, что УТС автомобиля можно будет возместить через страховую организацию.

В судебной практике случалось так, что суды удовлетворяли просьбы, мотивируя свое решение Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года. Здесь главную роль играет соответствие авто всем параметрам по правилам начисления УТС.

Если машина слишком старая, то можно подать иск в органы суда против виновника ДТП. Возможно, что суд постановит виновнику аварии выплатить сумму сниженной рыночной стоимости авто потерпевшего.

Таким образом, страховая компания должна выплатить компенсацию по снижению реальной рыночной стоимости авто по полису ОСАГО. Но УТС после ДТП будет возмещена только тогда, когда будут соблюдены определенные условия.

Также важно учитывать, что если в договоре ОСАГО есть прямое указание на отказ в выплате УТС, то суд поддержит сторону страховой компании.

Скачать:

Заявление в страховую на УТС по ОСАГО — Образец.docЗаявление на утрату товарной стоимости автомобиля в страховую — Образец.doc

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/utrata-tovarnoj-stoimosti-avtomobilya-po-osago/

Как рассчитывается потеря товарного вида автомобиля в 2018 году

Потеря товарного вида при дтп

Современного человека трудно представить без автомобиля. Для некоторых покупка авто это мечта, для других — обыденность, но поломки и аварии равнодушным никого не оставят. Ежегодно фиксируется более 200 тыс. ДТП, каждое из которых нанесло вред здоровью и имуществу.

Большинство вопросов, связанных с возмещением убытков и восстановлением испорченного автомобиля, решаются при помощи страховки ОСАГО и КАСКО. Но, далеко не все вспоминают о потере товарной стоимости машины.

Что делать при потере товарного вида автомобиля?

С 2015 года действует Постановление Пленума Верховного суда РФ, в котором утеря товарной стоимости приравнивается к реальному ущербу. Другими словами, это своего рода компенсация за то, что транспортное средство побывало в ДТП, вследствие чего потеряло часть своей стоимостной привлекательности.

Несмотря на обязательность данной выплаты, страховщики ОСАГО и КАСКО трактуют ее как «упущенную выгоду» и стараются любыми путями избежать выплаты. Чаще всего, пострадавшим приходится прибегать к помощи судебных органов.

Расчеты производятся экспертной комиссией исходя из данных о производителе, сроках эксплуатации и нанесенных повреждениях.

В выплате убытка по потере товарного вида будет отказано в случае:

  • Транспортное средство ранее подвергалось полному окрашиванию (включая внутренние поверхности);
  • Бала выявлена замена деталей кузова;
  • В процессе расследования страхового случая, было выяснено, что данное ТС ранее участвовало в ДТП;
  • Сумма расходов на ремонт не превышает 10% рыночной стоимости;
  • Заявитель является виновником ДТП (за исключением КАСКО).

Порядок расчета, оформления и получения компенсации состоит из нескольких этапов:

  • Пострадавшему лицу необходимо обратиться с письменным заявлением (в 2-х экземплярах) о выплате УТС в страховую компанию с указанием причины потери товарного вида автомобиля;
  • По истечении 5 рабочий дней, страховщик должен либо осуществить выплату, либо прислать письменный отказ;
  • В случае отказа, страхователь имеет право обратиться в суд для принудительного возмещения. При этом важно, чтобы требования истца были документально обоснованы. О проблеме ненадлежащего истца в гражданском процессе читайте в статье:

Подача иска сопровождается предоставлением определенного пакета документов:

  • Паспорт транспортного средства, документы, подтверждающие владение;
  • Паспорт владельца (о штрафе за утерю паспорта в 2018 году читайте в статье:);
  • Справка из органов ГИБДД о ДТП;
  • Квитанции о проделанных ремонтных работах;
  • Акт экспертной оценки (при наличии).

Обращение в страховую компанию

До 2015 г. многие страховые компании отказывались в добровольном порядке выплачивать убытки по УТС, аргументируя свою позицию тем, что данный ущерб не является реальным, следовательно, компенсации не подлежит. Постановление Пленума изменило данную статистику в лучшую сторону. Теперь выплаты потери товарного вида автомобиля по ОСАГО и КАСКО считаются обязательными.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, предъявить претензии страховой компании можно в течении 2,2 лет со дня ДТП.

Скачать ГК РФ

Подтверждение происшествия служит справка из органов ГИБДД, которая содержит информацию:

  • о дате;
  • о месте аварии;
  • об участниках;
  • регистрационные номера автомобилей;
  • о страховке;
  • описание видимых повреждений.

Данный документ выдается в день дорожного происшествия или по истечении нескольких дней в случае наличии пострадавших.

Через 5 рабочих дней, после принятия заявления Страховой компанией, назначается экспертиза для определения реального ущерба. На основании полученных данных эксперты высчитывают сумму страховой выплаты клиенту. Стоимостная компенсация возможна только по одному из видов страхования.

Как проводится оценка потери товарного вида автомобиля

Расчеты производятся на основании экспертизы общего состояния автомобиля, произведенных убытков после аварии и стоимости ремонтных работ. Проводить экспертную оценку могут частные компании с наличествующей лицензией или государственные специалисты, назначенные судом.

Этапы оценки потери товарного вида:

  • Обращение заявителя в специализированную компанию с целью определить стоимость необходимого ремонта;
  • Специалист назначает точное место и время для экспертизы. Данная информация направляется в страховую фирму и всем участникам ДТП;
  • В назначенный день, при свидетелях, эксперт осуществляет замеры и не позднее 5 рабочих дней предоставляет акт оценки.

Кто платит за потерю товарного вида автомобиля при ДТП

Законодательно утверждено, что все страховые выплаты ведутся за счет страховщика, за исключением случаев прописанных в договоре или превышения страхового лимита по одному из видов страхования. При выполнении последнего события заявитель может подать просьбу об уплате УТС по другой страховке или предъявить соответствующую претензию виновнику происшествия.

Расчет компенсации за потерю товарного вида автомобиля при ДТП

Выплата за потерю товарного вида автомобиля осуществляется исходя из расчета УТС. На сегодняшний день существует масса методик исчисления. Наиболее популярными считаются методы Руководящего документа (метод Минюста)и Хальбгевакса.

Вычисления утери товарного вида автомобиля по системе «Руководящего документа» происходят при помощи сложных математических формул и вычислений. Поэтому применяется только страховыми экспертами. В отличие от него, метод Хальбгевакса довольно прост в вычислении, правда, не настолько популярен у специалистов и используется больше как дополнительный или проверочный.

Расчет производится по формуле:

УТС = (Коэффициент максимальной величины УТС÷100%)× [(Цена подержанного авто ÷ Цена нового)/100%+ Общая стоимость ремонта)]

Рассмотрим ее на отдельном примере.

15 февраля 2017 года в г. Челябинск, на пересечении улиц Комарова и Салютная, произошло столкновение автомобиля Рено Логан 2016 г. и Toyota Camry 2013 г. Причиной аварии послужили нарушения ПДД вторым водителем. На момент столкновения, рыночная стоимость Рено составила 390 тыс. руб. Величина убытков по ремонту – 81,9 тыс. руб. Стоимость нового ТС – 420 тыс. руб.

УТС=(4,25÷100)×[(390÷420)×100%]+81,9)=7,427 тыс. руб.

Существуют некоторые правила использования расчета потери товарного вида автомобиля:

  • Срок эксплуатации данного ТС не превышает 5 (для иномарки) и 3 лет (отечественной машины).
  • Максимальный уровень износа составляет 35%.
  • Пробег иностранного авто до 100 тыс. км, отечественного – 50 тыс. км.

Потеря товарного вида автомобиля по закону

Законодательные нормы РФ защищают владельцев страховых пакетов ОСАГО и КАСКО от неправомерных действий страховой компании. При правильном подходе к решению вопроса можно добиться полного возмещения УТС, даже если придется обращаться с претензией в судебные инстанции.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://classomsk.com/grazhdanskoe-pravo/kak-rasschityvaetsya-poterya-tovarnogo-vida-avtomobilya-v-2018-godu.html

Наше право
Добавить комментарий