Бразилия политический режим и форма правления

Особенности системы государственного управления Республики Бразилия

Бразилия политический режим и форма правления

Ключевые слова:Бразилия, федерация, штаты, Национальный конгресс, Палата депутатов, Федеральный Сенат, Конституция.

Государство в Южной Америке.

По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти [2, с. 93].

По форме правления Бразилия — президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический [2, с. 93].

Высшая законодательная власть в Республике Бразилии согласно Конституции ст. 44 осуществляется Национальным конгрессом. Двухпалатный Национальный конгресс, состоит из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным анием (депутаты на 4 года, сенаторы — на 8 лет) [2, с. 94].

На основании ст. 48, Конституции Бразилии, парламент осуществляет следующие полномочия:

–          налоговая система, поступление и распределение доходов;

–          многолетние планы, бюджетные директивы, годовой бюджет, кредитные операции, государственный долг и эмиссии с принудительным курсом;

–          установление и изменение численности личного состава вооруженных сил;

–          национальные, региональные и секторальные планы и программы развития;

–          границы национальной территории, воздушного и морского пространства и собственность, принадлежащая Союзу;

–          объединение, разделение и расчленение территорий или штатов после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями;

–          временный перенос местопребывания Федерального правительства;

–          пожалование амнистии;

–          административная, судебная организация, организация прокуратуры и организация публичной защиты Союза и территорий; судебная организация, организация прокуратуры и организация публичной защиты Федерального округа;

–          введение, преобразование и упразднение постов, должностей и функций в органах публичной власти;

–          образование, структура и полномочия министерств и органов публичной администрации;

–          телекоммуникации и радиовещание;

–          финансовые, вексельные и денежные вопросы, финансовые учреждения и их операции;

–          денежное обращение, пределы эмиссии денег и размер федеральных долговых обязательств [1].

Кроме этого, на основании ст. 49 Конституции, Национальному конгрессу относится исключительные компетенции:

–          выносить окончательное решение по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;

–          уполномочивать Президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание, кроме случаев, предусмотренных дополняющим законом;

–          разрешать Президенту и Вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более пятнадцати дней;

–          принимать решение о введении состоянии обороны и федерального вмешательства, уполномочивать введение осадного положения или прекращать действие любой из этих мер;

–          прекращать действие нормативных актов Исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;

–          временно изменять свое местонахождение;

–          устанавливать во время каждой легислатуры на период следующей легислатуры одинаковое для федеральных депутатов и сенаторов вознаграждение в соответствии с положениями номерного абзаца II статьи 150, номерного абзаца III статьи 153 и номерного абзаца I параграфа 2 статьи 153;

–          устанавливать на каждый финансовый год вознаграждение Президента и Вице-президента Республики, а также государственных министров в соответствии с положениями номерного абзаца II статьи 150, номерного абзаца III статьи 153 и номерного абзаца I параграфа 2 статьи 153;

–          ежегодно выносить решение об отчетах, представляемых Президентом Республики, и давать оценку докладов об исполнении планов правительства;

–          осуществлять надзор и контроль, непосредственно или через посредство одной или другой Палаты, за актами Исполнительной власти, включая акты о косвенном управлении;

–          наблюдать за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;

–          давать согласие на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;

–          избирать две трети членов Счетного трибунала Союза;

–          одобрять инициативы Исполнительной власти в отношении деятельности, связанной с ядерной энергией;

–          уполномочивать проведение референдума и назначать плебисцит;

–          разрешать на землях индейцев эксплуатацию гидроресурсов, а также разведку и эксплуатацию минеральных ресурсов;

–          одобрять в предварительном порядке отчуждение или сдачу в концессию публичных земель площадью свыше 2500 гектаров [1].

Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. — 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент [2, с. 95].

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

–          назначать и смещать с должности государственных министров;

–          осуществлять с помощью государственных министров высшее управление федеральной администрацией;

–          инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

–          санкционировать, промульгировать и распоряжаться об опубликовании законов, а также издавать декреты и постановления для их добросовестного исполнения;

–          накладывать вето, полное или частичное, на законопроекты;

–          распоряжаться об организации и деятельности федеральной администрации в соответствии с предписаниями закона;

–          поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать их дипломатических представителей;

–          заключать договоры, конвенции и международные акты, передаваемые на ратификацию Национальному конгрессу;

–          декретировать введение состояния обороны и чрезвычайного положения;

–          декретировать введение положения о федеральном вмешательстве и осуществлять его;

–          направлять послание и план правительства Национальному Конгрессу по случаю открытия его законодательной сессии с тем, чтобы изложить положение в стране и требовать принятия таких мер, которые он считает необходимыми;

–          осуществлять помилование и смягчать наказания после заслушивания, если в этом есть необходимость, органов, учрежденных законом;

–          осуществлять высшее командование вооруженными силами, присваивать генеральские звания и назначать лиц, имеющих такое звание, на соответствующие должности;

–          назначать после получения одобрения Федерального сената судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, Президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц, когда об этом указано в законе;

–          назначать судей Счетного трибунала Союза в соответствии с положениями статьи 73;

–          назначать магистратов в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, а также Генерального адвоката Союза;

–          назначать членов Совета Республики в соответствии с номерным абзацем VII нижеследующей статьи 89;

–          созывать Совет Республики и Совет национальной обороны и председательствовать в них;

–          объявлять войну в случае иностранной агрессии по уполномочию Национального конгресса либо в случае, когда названная агрессия совершена вне законодательных сессий по утверждению Конгресса; а также при соблюдении этих же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию;

–          заключать мир с уполномочия или утверждения Национального конгресса;

–          награждать орденами и почетными отличиями;

–          разрешать в случаях, предусмотренных дополняющим законом, проход иностранных вооруженных сил через национальную территорию или временно останавливаться на ней;

–          направлять Национальному конгрессу многолетний план, проект закона о бюджетных директивах и предложения о бюджете в соответствии с положениями настоящей Конституции;

–          ежегодно в шестидесятидневный срок после начала законодательной сессии представлять в Национальный конгресс отчеты за предыдущий финансовый год;

–          вводить и упразднять должности в органах публичной власти в соответствии с предписаниями закона;

–          издавать акты о временных мерах, имеющих силу закона, в соответствии со статьей 62 настоящей Конституции;

–          осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией [1].

Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной.

Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства.

Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией [2, с. 96].

Литература:

1.      Конституция Бразилии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/563 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 93–105.

Источник: https://moluch.ru/archive/60/8786/

Бразилия Бразилия. Бразилия. Федеративная Республика Бразилия. Государство в Южной Америке. Форма правления

Бразилия политический режим и форма правления

1 Бразилия Бразилия

2 Бразилия. Федеративная Республика Бразилия. Государство в Южной Америке. Форма правления – президентская республика. Столица – г. Бразилиа. Население – 95% – бразильцы. Официальный язык – португальский. Господствующая религия – католицизм. Президент – Дилма Русеф. Вице – президент – Мишель Темер.

Денежная единица – Бразильский реал Бразилия крупнейшее по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное на американских континентах. Первые европейцы проникли в Бразилию в 1500 г.; до начала XIX в. страна являлась колонией Португалии. В 1822 г.

провозглашена независимой империей, в 1889 г. – республикой.

3 В самом начале XIX в. ( в 1822 г.) в Южной Америке образовалось большое государство – Бразильская империя. Когда в Португалии к власти пришел Наполеон, то король со своей семьей был вынужден покинуть свою страну и уехать в собственную колонию – Бразилию. Бразилия в результате этого стала считаться доминионом : хоть и сохранила зависимость от Португалии, но получила самоуправление.

После изгнания Наполеона из Португалии и возвращения короля в Европу, Бразилия получила окончательную независимость от европейского государства и стала монархической империей. Более 60 лет Бразильской империей правили наследник португальского короля, а также его сын. В 1889 г. в империи произошла революция, в результате которой к власти пришли республиканцы.

С этого времени Бразилия стала республикой.

4 Государственный строй. Бразилия – федеративная республика с многопартийной политической системой. Согласно Конституции, глава исполнительной власти – Президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания.

Высший законодательный орган Национальный конгресс (парламент), состоящий из двух палат: федерального Сената и Палаты депутатов. Президент, сенаторы, государственные представители и чиновники, меры городов и главы муниципалитетов назначаются путем проведения демократических выборов.

В административном отношении Бразилия поделена на 26 штатов и Федеральный округ со столицей государства – городом Бразилиа.

Законодательная власть в Бразилии осуществляется Национальным конгрессом, однако президент наделен правом издавать законы, не консультируясь с конгрессом, вмешиваться в дела управления штатами, объявлять в стране осадное положение и другими полномочиями, входящими обычно в функции парламента.

5 Президент Бразилии Дилма Руссефф Дилма Руссефф первая женщина – президент в истории Бразилии. Будучи кандидатом от левоцентристской Партии Трудящихся ( ПТ ) и преемником президента Лулы, одержала победу на выборах 2010 года во втором туре. По специальности Дилма Руссефф экономист, закончила Федеральный.

Биография президента Бразилии Дилмы Руссефф очень интересна : это богатая история борьбы против военной диктатуры в стране ( ) и за утверждение демократического режима.

Когда произошел военный переворот и была установлена диктатура (1964), Дилма Руссефф, увлеченная социалистическими идеалами, вступила в ряды организаций, занимающихся вооруженной борьбой против военной диктатуры. Была арестована и провела в тюрьмах 3 года, где подвергалась пыткам.

После ре демократизации (1985) Дилма Руссефф занимала государственные посты в правительстве штата Рио – Гранде – ду – Сул, затем в Федеральном правительстве, уже в эпоху Лулы ( ).

Как президент Бразилии, Дилма Руссефф продолжила политику своего предшественника Лулы да Силвы, отдавая приоритет социальной сфере и борьбе с бедностью в Бразилии ( девиз её правительства « Бразилия : богатая страна это страна, где нет бедности »).« Бразилия : богатая страна это страна, где нет бедности »

6 Действующий президент Руссефф получила поддержку чуть больше 51% . У Невеса, представляющего Социал – демократическую партию Бразилии, около 49%.

7 Мишел Темер Бразильский государственный и политический деятель, адвокат, доктор юридических наук, вице – президент Бразилиии с 1 января 2011 года ( при президенте Дилме Русефф ), второе по значимости должностное лицо в исполнительной власти Бразилии. Вице – президент замещает президента в случае невозможности исполнения последним своих обязанностей, и занимает его пост, пока он вакантен. Председатель Партии бразильского демократического движения.

8 Партии. « Либеральный фронт » партия, основанная в 1984 году. В 1985 году объединилась с Демократическим альянсом, с тем чтобы поддержать кандидата в президенты Танкреду де Алмейда Невеса. Крупнейшая либеральная партия Бразилии придерживается идеологии « либерального социализма ». В настоящее время происходит обновление идеологических позиций партии.

9 ПАРТИЯ БРАЗИЛЬСКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ( ПБДД ) создана в июле 1981 г. на базе БДД ( образованной в 1966 г.). ПБДД является правящей партией Демократического альянса, добившегося избрания гражданского президента и сформировавшего правительство переходного периода.

В социально – экономической области ПБДД требует искоренить нищету, справедливо распределять национальный доход, провести аграрную реформу, установить бесплатное образование, контроль над иностранным капиталом, обеспечить широкое участие масс в политической жизни.

В политическом плане ПБДД ставит перед собой цель бороться за представительный народный суверенный режим ; свободное, прямое, тайное ание при выдвижении на все выборные посты ; политическую, идеологическую, культурную и религиозную свободу ; демократический контроль над всеми формами власти ; независимую внешнюю политику. Национальную Исполнительную комиссию возглавляет Улисис Гимарайнс.

10 Партия бразильской социал – демократии ( ПБСД ); Основана в 1988 году в результате раскола внутри Бразильского демократического движения. В состав партии вошли также члены « Либерального фронта » и Бразильской рабочей партии.

Новая партия выступила с программными заявлениями о необходимости земельной реформы, защиты окружающей среды, требованиями социальной справедливости. Партия заявила о необходимости проведения референдума по вопросу введения в Бразилии парламентской формы правления.

В 1994 и 1998 годах ПБСД также выступила в составе коалиции, поддержав кандидатуру Кардозу на президентских выборах. На выборах в парламент в 2002 и 2006 годах партия заняла третье место.

11 Партия трудящихся ( ПТ ); Основана в 1980 году, является политическим крылом профсоюзного движения страны. Президент Бразилии Лула да Силва один из её основателей. Внутри партии насчитывается значительное количество фракций : от марксистов до социал – либералов. Возникла в ходе выступлений рабочего класса крупнейших промышленных центров страны в январе 1980 г.

ПТ выступает за глубокие политические преобразования общества, демократизацию экономики и государственной структуры, за широкое участие народа в решении государственных вопросов, провозглашает создание « равноправного общества без эксплуататоров и эксплуатируемых », но не говорит о путях его достижения. Лидер Луис Инасио да Силва.

С 1 января 2011 года Дилма Руссефф член левой Партии трудящихся.

12 ПАРТИЯ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФРОНТ ( ПЛФ ) создана в декабре 1984 г. группой политических деятелей, вышедших из правящей Социально – демократической партии.

ПЛФ является второй по значению партией в Демократическом альянсе, добившемся избрания гражданского президента и образовавшем правительство переходного периода.

Буржуазная партия, объединяющая представителей правящих кругов страны, стремящихся к установлению буржуазно – демократических порядков, выступает за созыв учредительной ассамблеи, выработку новой конституции. Лидер Л. Шавес.

13 Зелёная партия Бразилии ( Зелёные ) Партия пользуется относительной популярностью и считается « партией среднего ранга ». На выборах 2006 года партия получила 13 мест в парламенте из 513 мест. Партия борется за экологию, права человека, федерализм, гражданские свободы и легализацию марихуаны.

марихуаны Партия основана в 1986 году. Одним из основателей партии был Карлос Минц, ныне министр окружающей среды Бразилии.1986 году Карлос Минц На президентских выборах 2010 г. кандидат от партии Марина Силва получила в первом туре 19,4 % ( в основном в крупных городах центра страны ).

президентских выборах Марина Силва

14 Экономика. Бразилия по объему ВВП входит в первую десятку стран мира Бразилия крупный поставщик на мировой рынок стратегического сырья : руд ниобия и бериллия тантала, циркония, слюды, кристаллического кварца. Развита гидроэнергетика. По выплавке чугуна и стали Бразилия входит в первую десятку стран мира.

Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности машиностроение, химическая и нефтехимическая, пищевкусовая, легкая, целлюлозно – бумажная и промышленность стройматериалов. Наиболее развито транспортное машиностроение, в т. ч. судостроение и авиастроение ( производство пассажирских самолетов.

Очень динамично развивается производство компьютерной техники и ее компонентов. Бразилия крупный производитель и экспортер вооружения. Сельское хозяйство важная отрасль экономики страны, имеет ярко выраженную экспортную направленность. Используется 6,0 % территории страны, луга и пастбища занимают 21,9 %, под лесом 57,7 %.

Преобладает крупное помещичье землевладение. Ведущая отрасль растениеводство. Бразилия крупнейший в мире производитель и экспортер кофе и сахарного тростника, а также один из ведущих мировых производителей и экспортеров какао – бобов, сои, апельсинов и бананов. Развито плодоводство и овощеводство. Животноводство.

Развито коневодство. Морское и речное рыболовство

15 Бразилия стала участником ряда международных организаций и объединений как регионального, так и глобального характера. В Латинской Америке страна играет ведущую роль в МЕРКОСУР и УНАСУР, на более широкой мировой арене вошла в БРИК, « Большую двадцатку », является влиятельным членом Ибероамериканского сообщества наций и Содружества португалоязычных стран. В 2007 г.

Бразилия первой из латиноамериканских стран установила отношения Стратегической ассоциации с Европейским союзом и придала контактам с лидерами ЕС характер регулярных консультаций на высшем уровне по актуальным международным вопросам. ( Четвертый саммит Бразилия – Евросоюз прошел в бразильской столице в июле 2010 г.

, на нем стороны договорились о совместной экономической деятельности на африканском континенте ).

16 МЕРКОСУР (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово – экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили. УНАСУР.

Союз южноамериканских наций региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года. В УНАСУР входят 12 государств региона Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили и Эквадор.

Союз был создан в декабре 2004 года. Страна вошла в первую пятерку мировых производителей вооружений и военной техники, стала региональным лидером по выпуску систем оружия, часть которого экспортировалась в развивающиеся государства Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

На оборону работали 120 промышленных предприятий и проектных институтов, в которых было задействовано свыше 30 тыс. человек.

17 Внешняя политика. Бразилия имеет большое политическое и экономическое влияние в Латинской Америке, также является важным игроком на мировой арене. За её внешнюю политику отвечает министерство иностранных дел.

Политика Бразилии составляет сильную конкуренцию США в отношениях с другими странами Латинской Америки.

Бразилия участвует в многосторонней дипломатии в рамках Организации американских государств и Организации Объединённых Наций, а также улучшает связи с развивающимися странами Африки и Азии.

18 Российско – бразильские отношения ( порт. relações entre Brasil e Rússia) являются традиционно тесными, отношения характеризованы важным сотрудничеством в торговых, военных и технологических отраслях.

В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах. Бразилия была первым государством Латинской Америки, с которым Россия установила дипломатические отношения, в силу того, что Бразилия была тогда монархией. порт.

Российско – бразильская комиссия высокого уровня по сотрудничеству. Комиссия была создана в 1997 году. Она включает в себя : межправительственную российско – бразильскую комиссию по торгово – экономическому и научно – техническому сотрудничеству ( МПК ), комиссию по политическим вопросам ( Политкомиссия ).

Четвертое заседание Комиссии состоялось в 2006 году. Пятое было проведено 17 мая 2011 года под председательством Премьер – министра РФ Владимира Путина и вице – президента Бразилии Мишела Темера 17 мая

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1356144/

Вопрос 5. Форма государства: форма правления, форма государственного

Бразилия политический режим и форма правления
/. Понятие формы государсг

2. Форма правления

3. Форма государ

4. Политический

1. Форма государства отражает:

? организацию, структуру, порядок образования, компетенцию органов власти в государстве; их взаимоотношения друг с другом и населением (форма правления);

? внутреннюю структуру государства (устройство территории), взаимоотношение государства как целого и отдельных частей (форма государственного устройства);

? методы осуществления власти в государстве, реальность Конституции, прав и свобод граждан (политический режим).

2. Форма правления — организация, структура, порядок образования, компетенция органов власти в государстве, их взаимоотношения друг с другом и с населением.

12

Выделяют две формы правления:

? монархическую;

? республиканскую.

Монархия (от греч. — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит пожизненно одному лицу (монарху), получающему ее, как правило, по наследству.

Существует два вида монархии: неограниченная и ограниченная.

В неограниченной (или абсолютной) монархии правитель обладает огромными полномочиями во всех сферах власти. Он издает законы; назначает на все высшие должности чиновников, которые ему беспрекословно повинуются; вершит суд. Монарх ни перед кем не несет ответственности.

Такие монархии были распространены до буржуазных революций ХУ11-Х1Х вв. В настоящее время к подобным монархиям относится Саудовская Аравия, Бруней и ряд небольших монархий Персидского залива (в таких монархиях, как правило, высокий уровень жизни и население аполитично).

Ограниченные монархии делятся на дуалистические и парламентарные (конституционные).

Дуалистическая монархия (Марокко, Иордания) характеризуется тем, что исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом депутатов. Монарх не издает законы, но наделен правом абсолютного вето.

В парламентарной монархии (в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Правительство ответственно перед парламентом; состоит из лидеров партии, победившей на выборах.

Указы, издаваемые монархом, должны быть заверены подписью соответствующего министра. Такими являются большинство современных монархий и почти все европейские.

Фактически конституционная монархия — это республика, где в дань традициям символически сохранен институт монарха.

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым всенародно в ходе прямых или косвенных выборов на определенный срок и предусмотрен механизм юридической ответственности высших должностных лиц.

13

Выделяют три разновидности республики:

? парламентарную;

? президентскую;

? смешанную.

В парламентарной республике (Германия, Италия, Венгрия и др.):

? верховная власть принадлежит парламенту (он занимает доминирующее положение среди органов государственной власти);

? правительство формируется парламентом из числа представителей партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним;

? президент, как правило, избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом (например Коллегией по выборам президента (члены парламента и представители областей) — в Италии и Германии).

Преимуществами данной системы являются демократичность и профессиональный выбор кандидатов; недостатками — частые отставки правительства (из-за недоверия парламента), нестабильность.

Для президентской республики (США, Мексика и др.) характерны:

? доминирующая роль президента в системе органов государственной власти;

? всенародное (прямое или косвенное) избрание президента, наделение его широкими полномочиями;

? соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства — для ряда стран (например США);

? ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом, но при этом решающая роль в формировании правительства принадлежит президенту.

Преимуществами данной системы являются стабильность, согласие между президентом и парламентом; недостатком — чрезмерная концентрация власти в руках одного лица (президента).

Смешанная республика (Франция, Португалия, Украина) сочетает в себе черты президентской и парламентской. Например:

? президент избирается на всеобщих выборах;

? президент и парламент обладают примерно одинаковой силой;

? правительство формируется совместно президентом и парламентом, имеется должность премьер-министра;

? правительство несет двойную ответственность (и перед президентом, и перед парламентом).

3. Государственное устройство — политико-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.

14

Различают унитарную и федеративную формы государственного устройства:

? в унитарном государстве территория делится только на административно-территориальные единицы (например, Польша, Франция, Литва и др.). Для унитарного государства характерны:

• единые Конституция и законодательство;

• единая система органов государственной власти;

• сильная центральная власть;

• компактность и однотипность всей территории государства;

? в федеративном государстве территория федерации состоит из государственных образований (США, Россия, Германия, Бразилия, Мексика, Индия, большинство других крупных по территории стран). Для федеративных государств характерны:

• наличие внутри страны образований, имеющих признаки государства (штатов, земель, субъектов федерации и др.);

• как правило, наличие федеральной Конституции и Конституций субъектов федерации;

• два уровня законодательства — федерации и субъектов;

• сильная центральная власть сочетается с сильной властью в субъектах;

• различие в экономическом развитии, истории, культуре субъектов федерации.

Федерациями, как правило, являются крупные по территории и населению государства, часто — полиэтнические.

Различают следующие формы федерации:

? национальная (РФ) и территориальная (США);

? симметричная и асимметричная:

• симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями (например все штаты США имеют равные права, кроме “политического веса” при выборах президента);

• в асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус (например особый статус имеет штат Джамму и Кашмир в Индии; республики в составе РФ имеют несколько больше прав, чем другие субъекты).

Конфедерация — союз государств с некоторыми общими государственными органами, образуемыми для достижения общих целей (совместное ведение экономической, внешней и военной политики).

Конфедерация является союзом государств (а не союзным государством). На это указывают следующие признаки:

? свобода выхода из конфедерации (право сецессии);

15

? отсутствие суверенитета; суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее;

? обычно договорная форма образования конфедераций;

? небольшие полномочия общих государственных органов.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование, и при достижении поставленной цели она распадается или перерастает в федерацию.

Примерами конфедераций, трансформировавшихся в полноценную федерацию, являются Швейцария и США.

Временными объединениями оказались Объединенная Арабская Республика (Сирия и Египет) — 1958—1961 гг.; Сенегам-бия (Сенегал и Гамбия) – 1982-1989 гг.

Особой формой государственного устройства является квазиконфедерация (квазиконфедеративные отношения).

Такой тип отношений существует обычно между крупным сложившимся государством и какой-либо его частью, не являющейся государством, но имеющей его некоторые признаки, особенности исторического развития, либо территориальную обособленность (например Великобритания и острова Пролива, остров Мэн (острова имеют свои парламенты, признаки государства, но интегрированы в британскую экономику), Дания и Фарерские острова, Гренландия, США и “свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико').

4. Политический режим — совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Выделяется два основных вида политического режима:

? демократический;

? недемократический.

Главное отличие демократического режима от недемократического — реальное соблюдение прав и свобод человека.

Недемократический политический режим бывает двух основных видов:

? авторитарный — недемократические методы управления сочетаются с относительной свободой экономической деятельности, с “урезанным” набором прав и свобод (например Испания в 1939—1975 гг., Чили, Южная Корея в период диктатур 1970— 1980-х гг.);

? тоталитарный — полное политическое, экономическое, духовное подчинение индивида государству, власти, идеологии (современная Северная Корея).

Отличительной особенностью как авторитарного, так и тоталитарного политического режима является фиктивность права (и

16

в авторитарных, и в тоталитарных государствах, как правило, существует правовая система, провозглашаются права и свободы, но фактически они не соблюдаются, отсутствует механизм их защиты).

Источник: https://lib.sale/uchebnik-pravovedenie/vopros-forma-gosudarstva-forma-pravleniya.html

Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима

Бразилия политический режим и форма правления

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления.

Республиканская форма правления возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика, V—IV вв. до н. э.; Римская аристократическая республика, V—II вв. до н. э.

; города-республики: Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России и др.). Но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г.

в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т. н.

президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций).

Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика.

К ним относились — бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне.

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной.

Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 1960—70-е годы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношениях.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления.

Первой в истории человечества формой государственного правления считается Древневосточная монархия (причем организацию государственной власти в странах Древнего Востока — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. называют еще «восточной деспотией»).

Древнеримская монархия также выступала в форме империи (I—III вв. н. э.). Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии ее существования, стали образцом для подражания в средние века в государственности Франции, Германии, Испании и др.

В настоящее время на политической карте мира — 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и одна — в Океании.

Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.

К теократическим монархиям кроме Ватикана, относят еще Саудовскую Аравию и Бруней (где глава светской и духовной власти — одно лицо).

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий — конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.). Однако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными (парламентарными) на современной политической карте сохранилось еще несколько абсолютных монархии, где правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт и др.).

Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов избирают на пятилетний срок.

Следует отметить также межгосударственное объединение — Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.

После второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии. Это около 50 стран с общей территорией более 30 млн км2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенных во всех частях света.

Это крайне разнородные во многих отношениях страны: по политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества символом свободной ассоциации независимых государств — его членов».

Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — официально именуются как «государства в составе Содружества».

Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства.

Высший орган Содружества — конференции глав-правительств.

В 1991 г., сразу после распада СССР, на карте мира появилось еще одно Содружество — Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое входят бывшие республики СССР (кроме государств Балтии).*

Форма государственного устройства. Важный элемент политической карты — административно-территориальное устройство государств. Оно непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную. Первая из них появилась значительно раньше.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.

Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций — в Аргентине, Канаде; кантонов — в Швейцарии; земель — в ФРГ, Австрии, республик и других административных образований — в России);
  • субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

Подробная характеристика социально-экономической ситуации в Российской Федерации и других независимых республиках СНГ представлена во второй и третьей части настоящего пособия.

  • компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;
  • каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
  • в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц; Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их, по существу, можно рассматривать как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах).

Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конферерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США — 1787 г.).

В 1980-х годах почти повсюду в мире резко обострились проблемы межэтнических, межнациональных отношений и на этой почве, в некоторых случаях, внутри- и межгосударственные конфликты. Взрывной характер межнациональных отношений в последние годы наблюдается в нашей стране, а также в Югославии, Индии, Канаде, ЮАР и некоторых других федеративных государствах.

Однако это не относится, например, к Швейцарии, Австрии, Малайзии, Бразилии и иным федеративным странам. Так что дело не в самом федеративном принципе.

Далеко не всегда такие ситуации возникают и из-за сложности национального (этнического) состава населения. Более того, межэтнические конфликты остро проявляются и в унитарных государствах, нарушая их монолитность.

Примеров тому немало: Ирак, Эфиопия, Сомали, Кипр, Шри-Ланка, Испания, Великобритания (Ольстер) и т. д.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие — более широкое). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Справочные материалы:

Демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами). 24

Тоталитаризм — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, нацистской Германии и др.).

Диктатура (неограниченная власть) — осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим.

Диктатура пролетариата — власть, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Коммуна 1871 г.; Советы, народная демократия.

Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистические страны и страны народной демократии).

Авторитаризм — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

Апартеид (расизм) — крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.

Геноцид (в международном праве одно из тягчайший преступлений против человечества) — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп населения.

Источник: https://geographyofrussia.com/formy-gosudarstva-forma-pravleniya-forma-gosudarstvennogo-ustrojstva-forma-gosudarstvennogo-rezhima/

Наше право
Добавить комментарий