Алексин поздний ребенок краткое содердание

Безумная Евдокия

Алексин поздний ребенок краткое содердание

Рассказчик вспоминает свою жизнь, сравнивая её с дорогой. Он пытается понять, где именно на его жизненной дороге тот поворот, за которым скрылось начало пути. Мысленно он готовится к разговору с женой, бессонными ночами вспоминает детали, подробности, строит из них мост к тому роковому дню.

Со своей будущей женой Надей рассказчик познакомился в конструкторском бюро, где в то время они оба работали. Надя покорила его своим чувством юмора и непосредственностью.

«Милая детская непосредственность…» — говорят о таких людях. Надина непосредственность никогда не была «милой» — она была удивительной.

Самой яркой чертой Надиного характера была честность. Она сразу сообщила рассказчику, что у неё порок сердца, и врачи запрещают ей иметь детей. С этого дня иметь дочь стало главным их желанием.

Продолжение после рекламы:

Вопреки запретам врачей Надя родила ребёнка. Когда девочка, названная Олей, родилась, Надя написала мужу записку: «Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!». Теперь рассказчик считает эту фразу их первой ошибкой.

Прошло шестнадцать лет. Однажды Оленька ушла в поход, организованный классной Евдокией Савельевной, и родители спокойно ждали её дома. В то воскресное утро рассказчик впервые за много лет заметил, что и он, и Надя давно отказались от своих увлечений. Теперь «центром семьи, её лицом» стала Оля.

Размышления рассказчика прервал звонок в дверь. На пороге стояла Евдокия Савельевна, за ней робко переминались Люся и Боря. Классная сообщила, что Оля пропала, и рассказчик поспешил обвинить во всём её.

Евдокии Савельевне было 54 года, но она казалась женщиной без возраста. За невнимание к собственной внешности и странную манеру одеваться Оленька прозвала её «безумной Евдокией». Следом за ней стали так называть классную и родители.

Характер у неё был вулканического происхождения. Говорила она громко, то восторгаясь, то возмущаясь, то изумляясь.

Главной её целью стало объединить 9 «Б» класс, «чтобы все были вместе». В классе она замечала и выделяла самых незаметных, а Оленьку, которая училась лепке в элитной художественной школе, классная практически не замечала.

Брифли существует благодаря рекламе:

Девочку раздражало стремление безумной Евдокии выдвигать посредственностей на первый план, организовывать встречи со своими бывшими учениками — поварами, сантехниками, слесарями, бухгалтерами.

Родители Оли были уверены, что классная любит только усреднённую серость и ненавидит талант в любом проявлении.

Евдокия приблизила к себе самых незаметных учеников, которые вслед за ней «не желали замечать того, что было для них непривычным».

Надя жалела одинокую Евдокию и просила дочь не идти на конфликт. Та соглашалась, но дома часто острила насчёт классной и сочиняла смешные четверостишья о своих одноклассниках.

Рассказчик вспомнил обо всём этом и решил, что в походе Оленьку унизили и оскорбили, девочка не выдержала, сбежала и где-то пропадает уже целую ночь.

Обвинял рассказчик и Люсю Катушкину, которая когда-то была лучшей подругой Оленьки, преклонялась перед её талантом, таскала тяжёлую папку с рисунками и мыла кисточки.

Рассказчик знал, что Люсина мама тяжело больна, а её отец любит другую женщину. Эту тайну в классе знала только Оля.

Их дружба окончилась в тот день, когда в художественной школе проводилась встреча со знаменитым художником. Оля обещала провести Люсю на эту встречу, но так и не провела. Родителям Оленька объяснила, что в зале не было места.

Чуть позже Люсю из-за двоек «прорабатывали» на классном собрании. Оленька хотела поддержать её, но Люся отказалась от её помощи. Олины родители решили, что Люся слишком горда, а Евдокия начала её опекать и сделала старостой класса.

Тогда я понял, что Люсины обиды были лишь поводом. Просто она решила идти в общем строю… И относиться к Оленьке «по системе Евдокии Савельевны».

Рассказчик посчитал поступок Люси предательством.

Теперь Люся пряталась за широкой спиной Евдокии, и рассказчику казалось, что девочка чувствует свою вину.

Винил отец Оленьки и Борю Антохина, самого высокого и красивого мальчика не только в 9 «Б», но и во всей школе.

Вместо романтических похождений Боря, ужасно стеснявшийся своей внешности, посвятил себя общественной деятельности и стал «главным проводником в жизнь всех замыслов и идей Евдокии Савельевны». Рассказчик считал, что классная поручила Боре вовлечь Оленьку в жизнь класса, и тот старался вовсю, подстерегал девочку возле художественной школы, чтобы отвести её на очередное классное мероприятие.

Как и Евдокия, Боря пытался воспитывать Оленьку на примере лучших учеников классной, чаще всего ставя ей в пример Митю Калягина.

В детстве, во время войны, Митя не побоялся отвезти своему дяде-врачу инструменты и лекарства для двух раненных красноармейцев, которых тот прятал у себя в подвале.

Несмотря на высокую температуру, мальчик сумел выбрать самый короткий путь и избежать встречи с врагом. Митей Калягиным Евдокия гордилась больше всего.

Поход, во время которого пропала Оленька, Евдокия решила устроить «по следам славы» Мити Калягина. Два девятых класса должны были найти тот самый короткий путь. Победителей ожидал сюрприз. Добравшись до нужной станции, ребята расположились на ночлег, а через несколько часов Оленька исчезла.

Войдя в квартиру рассказчика, Евдокия Савельевна начала обзванивать больницы, позвонила Мите Калягину, а Надя тем временем ходила от окна к окну и ни на что не реагировала.

Я молчал. Потому что ничей в мире голос утешить её не мог. Кроме голоса дочери, если бы он зазвучал на лестнице, в комнате, по телефону.

Евдокии Савельевне понадобились фотографии Оленьки, и Боря тут же осторожно достал из кармана пять новеньких снимков. Люся бегала за Надей с пузырьком лекарства и стаканом воды в руках.

Рассказчик смотрел на эту суету и «был уверен, что они искупают вину».

Приехал Митя Калягин, и Евдокия отправила его вместе с Борей за город искать Оленьку, а сама «вновь установила пост возле телефонного аппарата». Минут через сорок позвонили из милиции и попросили приехать, опознать… Услышав это, Надя оцепенела и опустилась на пол, повторяя: «Я её не узнаю…».

И тут в прихожей хлопнула дверь, и раздался весёлый голос Оленьки. С порога она начала рассказывать, как перехитрила всех и первой нашла короткую дорогу к Митиному дяде. Оленька привезла букет ромашек и приз — фотографию молодой Евдокии, которая скрывала у себя вылеченных солдат.

Только через несколько минут Оленька заметила, в каком состоянии находится Надя — та снова ни на что не реагировала и даже не понимала, что её дочь вернулась домой. Приехал Митин дядя, оказавшийся невропатологом. Осмотрев Надю, он посоветовал обратиться к психиатру.

Все вместе они отвезли Надю в психиатрическую клинику. На обратном пути Евдокия Савельевна обвиняла в случившемся себя — именно она подняла переполох. Рассказчик тоже попытался оправдать дочь, упомянул о ссоре Оли и Люси, о плохом отношении к ней Бори. Тут Евдокия Семёновна не выдержала, и рассказчику пришлось взглянуть на поведение дочери с другой стороны.

Оказалось, Оля и не думала вести Люсю на встречу с художником. Войдя в зал, девочка просто забыла о лучшей подруге. Люся стояла на улице, слышала через открытое окно бойкий голос Оленьки и даже не могла уйти — в руках у неё была тяжёлая папка с Олиными рисунками.

Евдокия считала, что Оля сделала это нарочно. Люся любила Олю, а та решила, что «любовь отбирает у людей гордость и самолюбие».

И на классном собрании Люся отвергла помощь Оленьки вовсе не из-за гордости, просто Оля при всём классе намекнула на тяжёлые семейные обстоятельства подруги, попыталась «небрежно, одной рукой» развести её беду.

Жить только собой — это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы.

Оленька всегда была занята только собой, ей некогда было вникнуть в чужие чувства. Не хотела она замечать и любовь Бори Антохина — недаром у мальчика оказалось столько Олиных снимков.

Рассказчик всегда был рад, что Оля пока не в кого ни влюбилась, но теперь он подумал, что её любви хватало только на себя.

Рассказчик попытался представить последний поступок дочери как протест против одиночества в классе, но Евдокия Савельевна резко возразила: «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество».

Евдокия не была против талантливых и одарённых, она лишь хотела, чтобы к таланту прилагалась человечность.

Именно этому она пыталась научить 9 «Б», устраивая встречи со своими бывшими учениками, у каждого из которых был дар человечности. В том, что произошло, Евдокия винила не одну Олю.

Виноваты были все, кто окружал девочку и не смог привить ей этот дар. Она взялась поддержать Оленьку, ведь без поддержки «эта ноша окажется для неё непосильной».

На пути к дому, в котором они с Олей теперь будут жить одни, рассказчик начал переосмысливать свою жизнь и искать момент, где они с Надей ошиблись в первый раз.

Источник: https://briefly.ru/aleksin/bezumnaia_evdokiia/

Поздний ребёнок (1970)

Алексин поздний ребенок краткое содердание
Телефильм. Автор повести “Поздний ребенок”(1968) – Анатолий Алексин. Рассказ ведется от имени мальчика Лёни – позднего ребенка. Счастливая семья, где второго ребенка ждали 16 лет. “Ранние дети появляются быстро, сами собой, как отметки в дневнике, если ты пошел в школу”.

Сестра Лёни, архитектор Людмила, собралась со своим женихом Иваном в командировку на полгода, а с отцом (Василий Меркурьев), этим неунывающим весельчаком, балагуром случился инфаркт. Иван уехал один и произошло то, что и должно было произойти с молодыми людьми в разлуке. Вернулся он почти женатым.

Лёне пришлось из маленького, всеми любимого мальчишки стать взрослым, чтобы сгладить решение взрослых проблем.

последнее обновление информации: 22.09.19

Я хочу теперь сказать несколько слов о фильме «Поздний ребенок» по повести А. Алексина. Я смотрел фильм по телевизору, а, как известно, мы обычно смотрим телевизор рассеянно и урывками, а тут как сел, так и просидел до конца. Хотя вещь эта, можно сказать, совершенно простенькая. Есть немолодой уже папа – его играет Меркурьев. И немолодая мама – играет ее Максимова. И есть двое детей – достаточно взрослая дочка и маленький сын. Так вот, с позиции этого сына и ведется, как я уже сказал, совершенно простенький рассказ. Мы узнаем, что папа – очень хороший и что мама тоже славная. И что в сестру влюблен забавный сосед-доктор. Но сестра любит, к сожалению, не соседа, а совсем другого молодого мужчину. И вот, наконец, этот молодой мужчина приходит к ним в дом и все знакомятся друг с другом. Этот молодой человек оказывается точно таким же чудаковатым и милым, как все в этой семье. Он такой же простодушный и открытый, как и папа. И потому вечер быстро организовывается. И приятно смотреть, как вся эта компания сидит за столом и беседует. Но не только приятно, но и, представьте себе, волнительно, потому что нас волнуют ведь не обязательно только очень драматические вещи, но и совсем простые. Допустим, нарисует Дега своих голубых танцовщиц, и хотя там нет ничего драматического, а только в разных позах стоят несколько балерин, но столько грации, и вкуса, и тонкости в этой картине, что оторваться невозможно. Так и здесь – просто сидят за столом несколько милых людей и беседуют, а тебе очень интересно, и ты увлечен, потому что все от начала до конца лирично – юмор мягкий, красиво и точно каждый кадр построен, как-то законченно-графично. И декорации забавные, на другие декорации не похожие. Обычно на них никакого внимания не обращаешь, а тут заметно, какие обои в комнате, и какая высокая белая дверь, и как стол стоит, и какие стулья. Всё прекрасно продумано, и всё до мелочей эту семью выражает. Дело еще в том, что рассказ ведется не просто от лица мальчика, он дан как бы от взрослого, который вспоминает, как он был мальчиком и какая была у него хорошая семья. И как приятно ему было сидеть вечером в этой семье за большим столом. И слушать, как добродушно шутит замечательный папа. Или смотреть, как мама с сестрой раскручивают с рук на руки пряжу. В воспоминаниях детства есть всегда легкая загадочность или просто задумчивость. К этой легкой загадочности многие стремятся, но не многим это удается, потому что не так просто создать некую дымку воспоминаний. Тут нужны удивительная мера и нежность. И тогда вам действительно передается чувство детства и семьи. А ведь это, как говорится, не так уж мало. Мне почему-то вспомнилось при этом, как Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил, что человек обязательно должен в себе сохранять свое детство и чем больше в нем этих воспоминаний останется – тем лучше. …Но вот, однако, за столом, за которым сидели те пять человек, почему-то стало очень тревожно. Хотя за минуту до этого они беззаботно шутили. Молодой человек, гость дома, оказался весельчаком. Он смешно пел и сам себе аккомпанировал на рояле. А все столпились возле него и подпевали. Особенно старался папа, так как он вообще очень любил музыку и стал архитектором только потому, что кто-то сказал однажды или он прочел где-то, что архитектура – застывшая музыка. У папы в каком-то старинном шкафчике находилась коллекция пластинок и среди них особенно любимая пластинка – «О, если б навеки так было…» в исполнении Шаляпина. …Так вот, они пели и опять садились за чай, а потом неожиданно стало тревожно.Потому что воспоминания как раз подошли к тому моменту, когда все вот так сидели дружно, а потом папа встал… И даже поднял на вытянутых руках два чемодана, чтобы показать, какой он сильный. Но в это время чемоданы стали как-то странно, медленно падать и сам папа тоже поплыл. А мама оказалась с большой подушкой и тоже плыла куда-то к дивану. Одним словом, с папой случился сердечный приступ, или, как теперь даже дети говорят, инфаркт. Бывает, что драматическое суют тебе в нос и требуют и умоляют, чтобы ты переживал и плакал. А ты, как назло, не плачешь и не переживаешь. А тут всё как бы игрушечно сделано и шуточно, но вдруг тебе стало страшно и больно, как бывает только в такие моменты. Папу положили тут же, в столовой, на диване под любимой картиной, а лечить начал доктор-сосед, тот самый, что был влюблен в старшую дочь. Но теперь это был уже не чудак-сосед, а Боткин, Мечников, Пирогов, так, во всяком случае, казалось младшему сыну. А дальше начались воспоминания о постепенном папином выздоровлении. И каждый кадр этого выздоровления был важен и герою картины и мне. Потому что хоть это и очень простые вещи, но кто же не знает им цену. Впрочем, чувствовать в самой жизни – это одно. Об этом, как говорится, не приходится заботиться. Случилось несчастье – и ты несчастен. Случилась радость – и ты рад. А вот в искусстве совсем другое. Случилось несчастье, но оно не твое, оно придумано, оно случилось с совершенно воображаемым человеком, а ты должен стать несчастным и заставить других грустить. Уметь чувствовать в искусстве – это совсем не то, что чувствовать в самой жизни. И это, надо признаться, привилегия совсем не каждого художника. Кто-то умеет мыслить, кто-то сопоставлять и философствовать, кто-то смешить, кто-то уметет ловко делать вид, что чувствует. Но ЧУВСТВОВАТЬ все же могут далеко не все. И их отличаешь. К ним возникает ответная нежность. Потому что в истинном чувстве есть что-то совсем живое, родное. И удивительно близкое. Что мне этот незнакомый отец, что мне его смешная комната и эта его привязанность к граммофону и Шаляпину. Но вот все участники фильма, умея чувствовать, схватили уже и что-то мое и втащили меня туда, как к самому себе. И я уже совершенно внезапно, неожиданно для себя, взволновался. И так же, как этот мальчик, полон детства и воспоминаний. Между тем, пока я думал обо всем этом, фильм продолжался. Папа выздоравливал, слава Богу. И теперь перед всеми стоял вопрос обмена. В квартиру соседа-доктора надо было переселить того, в которого была влюблена сестра. Но, к сожалению, когда все это почти устроилось, выяснилось, что молодой человек сестру разлюбил и влюбился в другую женщину.

После папиного инфаркта это была вторая очень серьезная неприятность. Но на этом все же не очень хотелось сосредотачиваться, потому что папа, к счастью, почти совсем выздоровел, и теперь он лежал на совершенно чистой траве где-то в поле, рядом со своим граммофоном и Шаляпиным.

А сестра и мама возле него разматывали пряжу. Впрочем, может быть, все это было не так, как показалось, потому что кадры были совсем какие-то призрачные. На земле, в траве, стояла почему-то откуда-то взявшаяся швейная машина, а мама и сестра, раскручивая пряжу, слегка как-то натянуто улыбались.

А папа, лежа у граммофона, поднял свою белую шляпу и махал ею, как бы прощаясь. Становилось опять тревожно, но воспоминания все же крепко и прочно всех тут соединяли и навек оставались в памяти сына.

А с папиной пластинки слышно было очень тихое, почти на одном еле заметном дыхании, пение Шаляпина «О, если б навеки так было…

А.В.Эфрос

«Репетиция – любовь моя» (Москва, «Искусство», 1975)

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

2 мая 2017

Советский классик скончался в возрасте 92 лет.

Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5314/annot/

Анатолий Алексин – Поздний ребенок

Алексин поздний ребенок краткое содердание

Анатолий Алексин

Поздний ребенок

Меня ждали шестнадцать лет…

Ужасно быть поздним ребенком! Я-то уж знаю! Ранние дети появляются быстро, сами собой, как отметки в дневнике, если ты пошел в школу. А позднего ребенка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света, а то еще и подальше.

Родители ему говорят: «Мы тебя ждали! Так ждали!..» — будто он задержался в кино или на улице.

Я — поздний ребенок. Мои родители сразу хотели иметь мальчишку, а заимели Людмилу… Это моя сестра. Все втроем, вместе с Людмилой, они мечтали, чтоб я родился. И вот через шестнадцать лет мечта их сбылась! Поздновато, конечно. Но что же я мог поделать?

Я не помню, с какого возраста я себя помню. Но в ту пору, с которой помню, я часто, казалось, слышал: «Ты — сюрприз! Ты — драгоценный подарок!» Теперь мои родители стесняются громких фраз. Может быть, и раньше они таких точно слов не говорили. Но какие-то вроде этих… Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай.

Меня берегут! Конечно, каждый по-своему, потому что у каждого взрослого в нашей семье свой характер.

Вот, например, если я собираюсь куда-нибудь в лыжный поход, мне запрещают все трое. Но запрещают по-разному.

Первым, конечно, отец. Он огромный мужчина. Похож на Хемингуэя, который висит над столом у Людмилы. Только без бороды. Но такой же седой и в морщинах.

В жизни ему приходилось трудно, и поэтому он хочет, чтобы я от всего получал удовольствие. Нет, он не откажет впрямую: он попытается, чтоб и это мне было приятно. Даже отказ!

— По долинам и по взгорьям? — пропоет он так, что будет слышно внизу, во дворе: у отца громкий, раскатистый голос. И он любит цитировать песни. Не стихи, не пословицы, а именно песни. — В движеньи мельник жизнь ведет, в движеньи!..

Отец обязательно пропоет что-нибудь на подходящую тему. В эти минуты, мне кажется, он усиленно соображает: придумывает, как бы не огорчить меня своим отказом, а, наоборот, доставить мне удовольствие. От напряжения лицо его становится красным. Краска ползет к ушам, заливает всю шею. Из-за белых волос это особенно заметно.

Он говорит так громко, будто объявляет со сцены:

— А я хотел пойти с тобой завтра в кино! Ты ведь тоже хотел?

Я соглашаюсь. Хотя меня гораздо больше тянет в лыжный поход. Я не спорю с отцом. Бесполезно: я поздний ребенок, меня берегут.

— Хочешь, любое, мой сын, выбирай! — поет отец громким голосом хана Кончака из оперы «Князь Игорь». Иногда он переиначивает слова арий и песен по-своему, чтобы они подходили. — Любое, мой сын, выбирай!.. Но раз ты хочешь идти в кино, я ликую!

Он долго еще ликует. Так, что слышно внизу, на улице.

По правде сказать, не только отец — все в нашем доме говорят громко, потому что мама не очень хорошо слышит. Это случилось, когда я родился. Значит, поздние дети, которых так ждут, приносят не только радость… Мне не сказали, что это из-за меня, чтобы не огорчать. Но я-то уж знаю! Однажды я слышал, как доктор сказал: «Последствия родов. Вряд ли пройдет». Уж лучше бы я не рождался!

А сама мама говорит очень тихо. Иногда она тоже шутит, но с какой-то грустной улыбкой. Что бы у нас ни случилось, она всегда считает, что это к добру. И не поймешь, всерьез ли она так считает.

— Это даже хорошо, — говорит она, — что я многое пропускаю мимо ушей: мало ли говорят ерунды!

«Это даже хорошо…» — мама часто так начинает.

— Это даже хорошо, что ты хочешь в лыжный поход: значит, ты не боишься!

Но потом она обязательно отыщет причину, по которой мне лучше остаться дома: я — поздний ребенок, меня берегут.

Бережет и Людмила… Она архитектор. «Мастер четких линий» — называет ее отец. И говорит моя сестра четко и прямо, она уж не станет переиначивать арии.

— Если бы ты всерьез занимался спортом и хорошо катался, я бы тебя поддержала, — скажет она. — А так — не могу.

Но если я даже научусь кататься, как мастер спорта или чемпион, они все равно найдут причину, чтобы меня не пустить. Это уж факт.

Когда в доме у нас происходит что-нибудь неприятное, от меня все скрывают. Я сразу чувствую, а мне говорят: «Ты — ребенок! Ты этого не поймешь». Они ждали ребенка, и им приятно, что он у них есть. И мне было бы очень приятно, что им так приятно, если бы этим ребенком был кто-нибудь другой, а не я.

Подслушивать я не люблю. И никогда бы не стал, но раз от меня что-то скрывают, а я в этом деле, может быть, даже могу помочь, я должен подслушать. Тем более что отец и по секрету всегда говорит так громко, что хочешь не хочешь, а все равно будешь знать.

Однажды я услышал такой разговор, секретный… Что говорила мама, я не мог разобрать, а отец запел ей в ответ из «Евгения Онегина»:

— Привычка свыше нам дана!

Я не так уж хорошо разбираюсь в музыке, чтобы сразу угадывать, что из какой оперы. Но ведь даже у каждого знаменитого певца есть свой особый репертуар, к которому можно привыкнуть.

— Привычка свыше нам дана! — повторил отец. И добавил: — После стольких лет?.. На другую работу? Нет, не могу!

Потом что-то сказала мама. Потом отец снова запел, но уже из Девятой симфонии Бетховена. Это странная симфония: в ней поют.

— О бра-атья, довольно печали! — пропел отец. И добавил одну фразу обыкновенно, по-человечески: — Двести двадцать на сто — это еще не смертельно.

Я давно уже заметил, что люблю встречать на улице старых людей. Чем старей человек, тем больше я радуюсь. «Значит, можно долго, очень долго прожить на свете!» — думаю я.

Однажды я прочитал в журнале, что в одном горном селе пять человек уже дотянули до ста тридцати лет. И продолжают жить дальше… Я всем показывал эту заметку.

— Так то же в горах! — говорили мне. — А ты живешь в Третьем Машиностроительном тупике.

Мы действительно живем в тупике с таким длинным названием.

Когда в газетах печатают сообщения в черных рамках, я всегда их читаю. Особенно мне интересно, сколько лет было тому, кто умер. Или, как пишут, на каком «году жизни скончался». Если человеку было лет восемьдесят или девяносто, мне бывает приятно. Не потому, конечно, что умер, а потому, что удалось человеку так много прожить.

Другие ребята об этом не думают. У них молодые родители…

Особенно я всегда волнуюсь за маму. Ведь она плохо слышит.

Если мама где-нибудь хоть ненадолго задерживается, я все время выглядываю в окно, которое выходит на улицу, потом спускаюсь вниз и хожу взад-вперед возле подъезда. Я представляю себе всякие несчастные случаи, уличные катастрофы. Руки у меня становятся мокрыми, и я забываю здороваться со знакомыми и соседями.

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/1068-anatoliy-aleksin-pozdniy-rebenok.html

Презентация по литературе. Нравственные уроки повести А. Алексина

Алексин поздний ребенок краткое содердание

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе. Нравственные уроки повести А. Алексина “Безумная Евдокия”» «Сердечная недостаточность –это болезнь нашего времени.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

«Сердечная недостаточность –это болезнь нашего времени.» Нравственные уроки повести А. Алексина “Безумная Евдокия”»

2 слайдОписание слайда:

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. Английский философ Фрэнсис Бэкон

3 слайдОписание слайда:

Анатолий Алексин(Гоберман) русский прозаик, драматург; родился 3 августа 1924 года в Москве; в детстве выступал в пионерской печати со стихами ; 1941г.-окончил школу; работал литературным сотрудником в газете “Крепость обороны”; в 1943-46 годах работал на стройке-гиганте.

4 слайдОписание слайда:

Повести- на 48 языках мира «Саша и Шура», 1956; «Говорит седьмой этаж», 1959; «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965; «Поздний ребенок», 1968; «Звоните и приезжайте!», 1970; «Третий в пятом ряду», 1975; «Безумная Евдокия», 1976; «Сердечная недостаточность», 1979; «Домашний совет», «Ивашов», «Дневник жениха», 1980; «Прости меня, мама…», 1989, «Мой брат играет на кларнете», 1968; «В стране вечных каникул», 1970; «Обратный адрес», 1971; «Десятиклассники», 1974; «Пойдем в кино», 1977; «Поздний ребенок», 1983 и др

5 слайдОписание слайда:

Некоторые повести экранизированы, ставятся на театральных сценах страны.

6 слайдОписание слайда:

Награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также многими другими высокими зарубежными наградами; включен в Почетный список имени великого датского писателя Андерсена; С 1993 писатель живет в Израиле.

7 слайдОписание слайда:

“С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.

8 слайдОписание слайда:

Юбилей книги 35 лет 1976

9 слайдОписание слайда:

«Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…» Путь –это… из роддома домой, поездка в Евпаторию, дорога в школу, поход по местам боевой славы, путь в больницу, дорога домой, жизнь человека в его развитии , выбор своих поступков.

10 слайдОписание слайда:

Рассказчик в повести- отец Оли- пытается разобраться в истоках несчастий семьи, анализирует… ….свое отношение к дочери …отношение дочери к людям.. …события, свои мысли, поведение

11 слайдОписание слайда:

Отец и мать Оли работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была живой и непосредственной, ее непосредственность покоряла. Синонимом ей была честность.

12 слайдОписание слайда:

Она не могла поступить иначе, меня полгода держали в больнице. Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей..! «Спасибо ей»… Эта роковая фраза перекинула мост в тот страшный день… Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца…

13 слайдОписание слайда:

Оленька глазами отца. Он замечал в дочери только положительное; Считал, что она не такая как все, она необыкновенная; оправдывал ее в любой ситуации; «В семье, состоящей из трех человек центром семьи и ее лицом стала дочь – она заслужила это право; «Нелегко нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных».

14 слайдОписание слайда:

Отец Оленьки в начале повести не умел вглядываться в человеческие лица. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое(Евдокия Савельевна, Люся и Боря)…были причиной частых страданий и слез дочери”. “ Оля всегда во всем была права”.

15 слайдОписание слайда:

Мама Надя часто соглашалась с дочерью, но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души.

“Надо считаться с людьми”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать..

… упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”. “Друзей легче потерять, чем найти “

16 слайдОписание слайда:

Родители Оли и Евдокия Савельевна родители относятся негативно; смотрят на нее глазами Оленьки; поступки учительницы им не понятны; Называют ее «безумной»; потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант; предпочитает менее одаренных детей. Родители не понимают учительницу, которая стремиться «сделать успех каждого, радость каждого – успехом и радостью всех».

17 слайдОписание слайда:

Оля глазами Евдокии Савельевны ..не замечает любви одноклассника Бори… ..ничего не делает для школы, но всегда и везде хочет быть первой… «Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать, походя, и чужие судьбы». Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе… Забывает о подруге Люсе…

18 слайдОписание слайда:

Оля бездумно и безгранично злоупотребляла любовью и вниманием близких людей. Нечуткая в человеческих взаимоотношениях, она становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца. черта характера Оли- себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.

19 слайдОписание слайда:

Желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество. Уважать надо не талант в человеке, а самого Человека с большой буквы.

20 слайдОписание слайда:

Какая она же, Евдокия Савельевна? Глазами отца в начале повести “женщина без возраста”; Любила, “чтобы все были вместе”; никого не выделяла; воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”; предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости, организовывала встречи с разными людьми; Глазами отца после трагических событий Никому не давала почувствовать свою ненужность и никчемность; учила радоваться любым успехам товарищей. добивалась от своих учеников “таланта человечности”, который должен быть, у каждого не зависимо от дарований. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником.

21 слайдОписание слайда:

В трудную минуту Евдокия Савельевна была рядом с Олей, боясь ,что “эта ноша окажется для нее непосильной”. Но отцу сказала: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”.

22 слайдОписание слайда:

Выводы: Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким. Одной из причин эгоизма Оли стала слепая любовь ее родителей. Прежде чем назвать человека другом, нужно с ним “пуд соли съесть”: понять его отношение и к себе, и к людям, чтобы знать, что он не предаст тебя.

Евдокия Савельевна в своем поведении была права. Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей. Наши учителя тоже хотят сделать нас добрей, воспитать в нас талант человечности. А.Алексин утверждает: «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество», мы согласны с ним.

Не столько важно, кем мы станем, важно – какими. Надо помнить слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”. Нужно ради себя самого не причинять вреда другому человеку. Надо запомните «золотое» правило нравственности:- не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.

Необходимо не забывать, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; надо учиться щадить, беречь тех, кто рядом с нами.  

23 слайдОписание слайда:

Не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

24 слайдОписание слайда:

Работу выполнили учащиеся 7-8 кл. МОУ Лучинниковская оо школа: Бобыкина Е., Егорова И., Егорова К., Жигалова А., Иванова К, Королева Л., Панкратова Н., Рыбакова О., Руководитель: Смирнова О.А.

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте “Инфоурок”.

Пройдя курс Вы получите: – Удостоверение о повышении квалификации; – Подробный план уроков (150 стр.); – Задачник для обучающихся (83 стр.); – Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; – БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; – Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб.

в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте “Инфоурок”!

Подать заявку

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_literature._nravstvennye_uroki_povesti_a._aleksina_bezumnaya_evdokiya_-370636.htm

Краткое содержание а алексин поздний ребенок

Алексин поздний ребенок краткое содердание

Краткое содержание а алексин поздний ребенок

И отправившись в Ялту на отдых, там он не упускал возможность

  • Краткое содержание Чехов Три сестры

Драма «Три сестры» была написана А. П. Чеховым в 1900 году специально для Московского Художественного театра, где к тому времени уже с успехом шли две его пьесы – «Чайка» и «Дядя Ваня». Работа над пьесой шла нелегко,

  • Краткое содержание Гоголь Невский проспект

Два молодых человека, два друга, любящий любовные приключения поручик Пирогов и романтичный художник Пискарев прогуливаются вечером по Невскому проспекту. Оба они увлечены тем, что преследуют двух хорошеньких дам. Сперва автор следует за Пискаревым.

  • Краткое содержание Гайдар Чук и Гек

Рассказ «Чук и Гек» описывает историю поездки в канун Нового года двух братьев-непосед и их мамы в Сибирь, к Синим горам.

Анатолий алексин — поздний ребенок

У Ольги Семеновны присутствует большая необходимость

  • Краткое содержание Пушкин Жених Наташа увидела преступление, злодей сыграл роль жениха и изводил свою жену. После того, как план злодея срабатывает он сватается к самой Наташе.

Поздний ребенок, стр. 1 Важно Опека их заключается в том, что они, во-первых, мягко и деликатно, но абсолютно непреклонно мешают ему делать что он хочет (а хочет он дружить с ровесниками, дурачиться с ними и взрослеть в нормальных подростковых играх и занятиях) и подсовывают взамен тщательно отобранные, продуманные и очень высококультурные развлечения.

А.алексин поздний ребенок краткое содержание

Что Иван, устроивший Людмиле скандал из-за глупой шутки — не такой хороший человек, как потом покажется, и то, что произойдет в конце, вполне закономерно.

Что комнату на окраине Москвы без телефона и с кучей соседей никогда ни на что приличное не обменять (кстати, недоумеваю — неужели в конце 60-х новостройки на дальних окраинах Москвы делали коммуналками?!).

И тому подобное, и так далее.Ленька — замечательный мальчик.

Важно

Он совершенно не эгоист (хотя. казалось бы, при таком-то воспитании…), полон эмпатии ко всем — отцу, матери, Людмиле, Ивану и даже к несчастному соседу. Любит их, оберегает, и, в отличие от них самих, все-все понимает. В конце повести ему выпадает такое испытание, что не всякому взрослому по силам.

Анатолий алексин поздний ребенок краткое содержание

  • Краткие содержания

  • /
  • Алексин
  • /
  • Поздний ребенок

Из повести «Поздний ребенок» читатели узнают о Леньке — «мерзавце», шестнадцатилетнем пареньке, рождения которого ждали в семье много-много лет. Он понимает, что его позднее появление создает трудности престарелым родителям.

Но, и папа, и мама, а главное старшая сестра Людмила, «мастер четких линий»- архитектор, стараются не волновать, а создавать для него теплую семейную обстановку.

А Ленька, как все подростки, постоянно попадает в неблаговидные ситуации. За плохие слова, о родителях, побил соседского мальчишку.

Краткое содержание а алексин поздний ребенок фильм

Внимание

Из повести «Поздний ребенок» читатели узнают о Леньке — «мерзавце», шестнадцатилетнем пареньке, рождения которого ждали в семье много-много лет. Он понимает, что его позднее появление создает трудности престарелым родителям. Но, и папа, и мама, а главное старшая сестра Людмила, «мастер четких линий»- архитектор, стараются не волновать, а создавать для него теплую семейную обстановку.

А Ленька, как все подростки, постоянно попадает в неблаговидные ситуации.

За плохие слова, о родителях, побил соседского мальчишку. Нагрубил по телефону коллеге сестры – Ивану. Будучи человеком с повышенным чувством совести, Лене нелегко входить в большой мир. Он переживает за близких людей.

Краткое содержание а алексин поздний ребенок фильм 1971

Я ошибочно воспринимала этот рассказ как легкое, развлекательное, детское чтение, для отдыха, погружения в мир простоты и наивности, добра и позитива. Вместо этого я получила недетские переживания и ощущения.

Стиль, свойственный Алексину в его рассказах, напоминает размышления подростка, он прекрасен в своей простоте, и только события, как правило, открывающиеся на последних страницах, ошарашивают и озадачивают своей жизненной жестокостью.

Ленька — поздний ребенок, и этим сказано многое.
Его долго ждали. а сейчас оберегают и восхищаются любым его поступком.

Он же, надо отдать ему должное, эгоистом от такого тепличного воспитания не стал, в свою очередь любит и бережет родителей и старшую сестру.

Но как же иногда ему хочется, чтобы перестали его считать ребенком, перестали беречь и излишне восхвалять! И жизнь дает ему такую возможность.

Это даже хорошо, что ты хочешь в лыжный поход: значит, ты не боишься! Но потом она обязательно отыщет причину, по которой мне лучше остаться дома: я — поздний ребенок, меня берегут. Бережет и Людмила… Она архитектор. «Мастер четких линий» — называет ее отец.

И говорит моя сестра четко и прямо, она уж не станет переиначивать арии.
— Если бы ты всерьез занимался спортом и хорошо катался, я бы тебя поддержала, — скажет она. — А так — не могу.

Но если я даже научусь кататься, как мастер спорта или чемпион, они все равно найдут причину, чтобы меня не пустить.

Это уж факт. Когда в доме у нас происходит что-нибудь неприятное, от меня все скрывают.

Уж лучше бы я не рождался! А сама мама говорит очень тихо. Иногда она тоже шутит, но с какой-то грустной улыбкой. Что бы у нас ни случилось, она всегда считает, что это к добру. И не поймешь, всерьез ли она так считает.

В эти минуты, мне кажется, он усиленно соображает: придумывает, как бы не огорчить меня своим отказом, а, наоборот, доставить мне удовольствие.От напряжения лицо его становится красным. Краска ползет к ушам, заливает всю шею. Из-за белых волос это особенно заметно.

Он говорит так громко, будто объявляет со сцены: — А я хотел пойти с тобой завтра в кино! Ты ведь тоже хотел? Я соглашаюсь. Хотя меня гораздо больше тянет в лыжный поход. Я не спорю с отцом. Бесполезно: я поздний ребенок, меня берегут. — Хочешь, любое, мой сын, выбирай! — поет отец громким голосом хана Кончака из оперы «Князь Игорь».

Однажды я услышал такой разговор, секретный… Что говорила мама, я не мог разобрать, а отец запел ей в ответ из «Евгения Онегина»: — Привычка свыше нам дана! Я не так уж хорошо разбираюсь в музыке, чтобы сразу угадывать, что из какой оперы.

Но ведь даже у каждого знаменитого певца есть свой особый репертуар, к которому можно привыкнуть. — Привычка свыше нам дана! — повторил отец. И добавил: — После стольких лет?.. На другую работу? Нет, не могу! Потом что-то сказала мама.

One more step

Отец напевал: «Что ты, молодец, невесел? Что ты нынче нос повесил?» «О чем задумался, детина?..» Или что-нибудь вроде этого. А Людмила спрашивала в упор: – Ты нас готовишь к чему-то плохому? Что-то случилось в школе? А может быть, во дворе? Скажи прямо.
Прямота многое искупает. Сама прямая, «мастер четких линий», Людмила от всех кругом требует точности и прямоты.

Ты этого не поймешь».

Алексин поздний ребенок краткое содержание

Буду все время подбрасывать ему положительные эмоции!» – с таким твердым решением я вернулся домой. Раньше меня упрекали за то, что я часто бываю мрачным.

Мама молча и внимательно заглядывала мне в глаза. One more step

  • А тем временем где-то
  • Безумная Евдокия
  • В стране вечных каникул
  • Звоните и приезжайте
  • Мой брат играет на кларнете
  • Очень страшная история
  • Поздний ребенок
  • Раздел имущества
  • Самый счастливый день
  • Саша и Шура
  • Сердечная недостаточность
  • Сигнальщики и горнисты
  • Третий в пятом ряду

Картинка Поздний ребенок Сейчас читают:

  • Краткое содержание Чехов Душечка Оленька пользуется большим вниманием у окружающих.

Источник: http://myzakon.su/kratkoe-soderzhanie-a-aleksin-pozdnij-rebenok

Наше право
Добавить комментарий